Lifestyle, новости культуры

В мастерской Церетели

20:17:06, 09 июля 2009

Вернисаж напоминал званый вечер. Поздравить юбиляра съехались губернатор со свитой, руководители, выпускники и студенты Института имени Репина, известные петербургские скульпторы, художники, музейщики. Публика заполнила парадный двор замка. Со ступеней крыльца звучали речи, поздравления. Церетели много шутил, понижая пафос события до дружеского общения. Залы замка не могли вместить гостей вернисажа одновременно. В предвкушении выставки гости пили вино, с удовольствием общались. Кто-то поставил бокалы на постамент памятника первому владельцу замка. Похоже, бедный Павел не возражал, ему нравилось оживление, царившее вокруг его персоны.

Церетели – фигура яркая, вызывающая гамму чувств – от восторга до отрицания, как и его произведения, рассыпанные по миру. Андрей Вознесенский назвал его другом опальных поэтов, Галина Волчек – человеком неистовым, фонтанирующим идеями, Георгий Данелия – дирижером множества оркестров, которые никогда не фальшивят.

Для этой выставки кураторы выбрали концепцию безошибочную. В Михайловском замке они развернули «мастерскую» художника, позволив посетителям представить, как и где он работает. Разумеется, это не буквальное повторение реальной мастерской, но в залы замка на время переехали фрагменты ее интерьера, книги, мольберты, этюдники, мебель, ковры. В музейном смысле это вещи мемориальные, но пока не исторические. К ним можно прикоснуться, чтобы ощутить творческую атмосферу. Первые посетители себе в этом не отказывали, присаживались в кресла и фотографировались в декорациях «мастерской». В одной из комнат анфилады стоит мольберт с незаконченной картиной. Смотрительницы залов рассказывают, что Церетели каждый день прикасается к холсту, буквально вчера написал вазу.

Важный момент: монументальное творчество Церетели, немыслимое без градостроительных, идеологических и прочих рамок, вызывающее столько споров, на выставке едва обозначено. Там царит живопись. Выбранный музеем формат «мастерской» позволил показать ее в максимальном объеме. Картины висят на стенах, стоят на полу, заполняют почти все пространство, как сама живопись заполняет жизнь художника. Валентина Матвиенко проявила осведомленность и рассказала, что Церетели встает в семь утра и пишет подсолнухи. На одной из картин шутливая подпись: «Друзья мои, я пошел спать... 3.30 утра».

Живопись – стихия Церетели прежде всего потому, как он чувствует цвет. Краски живут в его душе от рождения, в них выражается грузинский темперамент и мироощущение. Недаром говорят, что Пикассо отдавал долж-ное прекрасному чувству цвета Церетели, а Сикейрос хотел осуществить совместный с ним проект.

На выставке показаны работы разных лет, в их числе и те, которые публика не видела: живопись, эмали, шелкография, скульптура, видеоинсталляция, фотографии из архива художника. Мастерски с юмором и любовью выписанные персонажи картин, яркие букеты, олицетворяющие торжество цвета, передают зрителю часть мощной энергетики автора. Все это стоит смотреть, чтобы получить заряд бодрости и оптимизма.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100