Lifestyle, новости культуры

Не счесть алмазов в каменных пещерах

23:07:04, 09 августа 2009
Не счесть алмазов в каменных пещерах

Сразу дамочкам совет: идите непременно, только не надевайте украшения! Во-первых, ваши лучшие «брюлики» все равно померкнут рядом с изысканнейшими произведениями индийских мастеров конца XVI – XVII веков из нефрита, сердолика, горного хрусталя, слоновой кости с инкрустацией золотом, алмазами, рубинами, изумрудами, эмалями и прочая, и прочая. Во-вторых, в «простоте» вам легче будет представить что-нибудь из увиденного на своем запястье или даже поясе – вы же воображали себя в детстве принцессой...

В 1975 году кувейтский шейх Нассер Сабах аль-Ахмад аль-Сабах приобрел в одной лондонской галерее вазочку XIV века, просто влюбившись в нее, не зная даже, что эта вещь мусульманского происхождения. Так началась коллекция, которую он стал собирать вместе со своей супругой шейхой Хуссой Сабах аль-Салим аль-Сабах, между прочим, дочерью эмира, то есть принцессой. Госпожа Хусса аль-Сабах и представила выставку в Эрмитаже.

Восхищение первой вазочкой сменилось «интеллектуальным любопытством – мы стали читать, посещать музеи, этот процесс увлек нас». Постепенно, в путешествиях, приобретались все новые и новые образцы исламского наследия. «Мой супруг считает, что они слишком разбросаны и надо собрать их поближе к центру арабского мира». Сейчас в коллекции около 30 тысяч произведений искусства всех видов, созданных мастерами от Испании до Китая в разные времена.

Но «иметь у себя дома», чтобы демонстрировать вещи как свое богатство или просто как предмет для послеобеденного разговора, – вовсе не задача четы аль-Сабах. В 1983 году вся коллекция передана ими на хранение в Национальный музей Кувейта (госпожа шейха – его директор и куратор), где и располагалась в одном из четырех зданий.

При музее основан и работает центр исламского наследия Дар аль-Асар аль-Исламия, который в мае 1990-го «удостоился чести первым на Ближнем Востоке, если не во всем мире, принимать эксклюзивную выставку шедевров мусульманского искусства из Эрмитажа». Она длилась месяц, а на 6 августа был назначен ответный вернисаж в Ленинграде. И тут случилось ужасное: 2 августа Ирак неожиданно напал на Кувейт.

Национальный музей был ограблен – экспонаты вывезли в Багдад – и разрушен. Даже за ту часть коллекции (108 предметов), которая оказалась в сей момент уже в Эрмитаже, опасались – никто же не знал, чем и когда закончится вторжение. Однако Россия, как и другие страны, была солидарна с Кувейтом: выставка открылась и успешно работала.

После окончания войны в Персидском заливе по требованию ООН режим Саддама Хусейна вернул коллекцию владельцам – за исключением 59 предметов, в том числе трех важных изумрудов с исключительной по качеству резьбой.

Сейчас разрушенные здания Национального музея Кувейта восстанавливаются, строятся новые – для реставрационных мастерских и библиотеки. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский публично пообещал там – в момент второго открытия – «символическую выставку, надо подумать, какую именно». Тем временем по миру путешествуют две экспозиции вещей из коллекции четы аль-Сабах: декоративно-прикладная (ее ждут теперь Милан, Рим и Канада) и ювелирная «Сокровища мира», которая уже побывала в Великобритании, США, Испании, Германии и других странах, а после Петербурга отправится в Сингапур, Малайзию и, возможно, Корею.

«Мы постоянно работаем», – говорит шейха Хусса. Она открывала и выставку в музеях Московского Кремля в феврале, которую за три месяца посетили 137 тысяч человек. Экспозиция в Эрмитаже дополнена более чем сотней предметов, всего их около четырехсот. Существенность экспозиции многократно умножена ее фактически научным характером и устройством. Тринадцать разделов выставки представляют не просто на удивление элегантную красоту, а разные способы обработки камней и металла (внимательно изучите отдельный стенд, посвященный огранке, – блеснете потом в свете осведомленностью), а также их крепления.

Вам ничего не скажет перечисление тут хотя бы нескольких – техника кундан, например, или рельсовая закрепка талаб, или техника золотой насечки дамаскировка (не путать с дамасской сталью) и других, как невозможно представить себе по описанию огромные, скажем, изумруды с рельефной резьбой растительным орнаментом или же геммы из шпинели с именами и годами царствования правителей (на самом знаменитом – шесть!), – это надо, несомненно, увидеть своими глазами.

Как и рукояти клинков и кинжалов, и поразительные кинжалы катар, ножны и наконечники, церемониальный жезл и футляр для церемониальной раковины, кольца для лучников, пороховницу и упор для ружейного ствола... Хукки и шкатулки, футляры для небольшого формата Корана, украшения для тюрбанов, браслеты для рук, ног и плеч, чаши и сосуды, фигурки птичек и букетики для подвесок... Вплоть до стрекала погонщика слонов, спиночесалки и ручек для мухобойки, сплошь усыпанных такими драгоценностями, которые больше подошли бы не столь прозаическим предметам, а балету Мариинского театра.

Существенно, что в витринах и на стенах много не только табличек с пояснениями, но и репродукций миниатюр из восточных рукописей и других «картинок» из собраний авторитетнейших музеев мира (везде читайте, чье разрешение получено, – весьма впечатляет) – они показывают, как все эти предметы жили. В целом становится понятно, какая гигантская работа проделана для идентификации каждой вещи.

И все же Мануэль Кин, куратор коллекции аль-Сабах, отмечает: история ювелирного искусства Индии, которое называют классическим применительно к данной эпохе, еще полна даже не то что загадок, а пустот. Вот цитата из его статьи 2001 года в каталоге выставки: «Если исходить из фактически известного, то многое из того, что характеризует представленные здесь ювелирные изделия (а именно – столь высоко развитый и изысканный, столь явный и столь уникальный индийский стиль), кажется словно случайно возникшим из воздуха».

Господин Кин надеется, что постепенно выстроится и «предыстория» всего великолепия, которым мы теперь имеем счастье наслаждаться. А вот последующих вещей, видимо, ждать в большом количестве не стоит: шедевры нередко разбирали, чтобы использовать уникальные камни в свежемодных украшениях...

Выставка будет работать до 8 ноября, при этом до 20 сентября – в обычное время, а также вечером с 18.15 до 20.30 (касса – до 19.45).

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100