Lifestyle, новости культуры

Масленица меняется

15:26:04, 11 марта 2011

«Кипучая масленица» в Павловске показала, что даже очень древние традиции нуждаются в модернизации.
  
6 марта 2011 года в Петербурге прошло более 15 крупных праздников, посвященных Масленице. Организаторы масленице в Парке им. 300-летия Петербурга, проходившего при мощной поддержке городского бюджета, могут с этим поспорить, если предъявят свою статистику,  но по нашим подсчетам, самой массовой из всех масленица стала  интернациональная «Кипучая масленица», проходившая в Павловском парке и организованная ГМЗ «Павловск» и творческим союзом «Кипучая жизнь».

«Я тут 28 лет работаю, никогда столько народа не видела», - рассказала одна из старейших сотрудниц  музея-заповедника. За один только день Павловский парк посетило более 17000 петербуржцев и гостей города. В Павловск ехали люди со всего города. Пулковское, Павловское  и Московское шоссе были забито машинами Жители Пушкина на автомобилях добирались до Павловска за 1 час 20 минут. Электрички брали штурмом. Люди шли по аллеям парка сплошным потоком. «Папа, лучше бы в ЦПКиО поехали, там никого нет, можно хоть на лыжах покататься», - сказал сын одного из сотрудников милиции, приехавший на «Кипучую масленицу».  

Павловский парк, сам по себе великолепен, конечно, и в зимнюю пору, но столь высокий интерес к Масленице, проводимой не в самом доступном для жителей города месте, вызвала, по всей видимости, оригинальная программа,  в основу которой легла идея – слить на празднике воедино традиции весенних праздников всех народов Европы. Масленица, конечно, очень любимый в народе праздник. Однако, программа праздников, проходящих в городе, как правило,  достаточно традиционны.  Что можно увидеть на масленице? Что можно увидеть? Обязательно сжигание чучела, обязательно перетягивание каната, группу милиционеров за  распитием чая, еще несколько стандартных развлечений.

Гостей «Кипучей масленицы» в Павловске ожидало нечто большее. Гонки женщин с блинами и сковородками по английской традиции – старт давался колоколом, как это принято на скачках, а блинами нужно было жонглировать на бегу, дабы обе стороны блинчика подрумянились равно.  Мужчины тем временем, соревновались в искусстве выпечки блинчиков на огромных, почти в метр в диаметре чугунных сковородах, установленных на пышущих жаром  дровяных печах. Из печей валил дым, парни обливались слезами, но жарили до победной корочки. Блины тут же радостно поедались гостями праздника. Кстати, только благодаря этим соревнованиям и участию в ярмарке сетевой кампании «Чайная ложка», на масленице в Павловске оказались настоящие, свежевыпеченные блины, а не замороженные и разогретые в микроволновках блинчики, коими приходилось довольствоваться на всех прочих масленицах города на протяжении последних лет.  Холостяки, оказавшиеся на празднике, попадали в настоящий капкан – с них брали обязательство, что те непременно женятся в течение года, до следующей масленицы. Доказать это нужно было тут же на месте: сесть в корыто и толкаясь скалками, пройти заданную дистанцию по снегу: понятно, что мужчина, владеющий искусством управления домашней утварью, не останется без жены и блинчиков на завтрак. Помимо людей, в «Кипучей масленице» приняли участие около 100 собак ездовых пород (хаски, маламуты), боровшихся за право накормить своих хозяев круассанами «7 days». Все конкурсы  и соревнования на «Кипучей масленице» были призовыми.

В общей сложности гости праздника унесли с собой более 3000 сувениров и подарков, предоставленных компаниями  и торговыми марками «Fiskars», «Hackman», «Петербургский мельничный комбинат», «Беседа», «Пискаревский молочный завод», «Восточная сказка», ИП Захаров, «7 миля», «Талосто», «Велле», «Чипита», «Жизнь», «Русское радио». Призы – самые разные, но все полезные – наборы кухонных ножей, топоры, колуны, сучкорезы, лопатки для переворачивания блинов, сковородки, мука, каша, сметана, йогурт, блины, чай, семена, мороженое, орехи и сухофрукты, пледы, сертификаты на игру в боулинг, био-овсяные напитки, кружки… Каждый день на празднике выпивалось не менее 250 литров чаю из самоваров, приготовленного на особо мягкой воде «Аквабалт». Это был первый праздник, на котором разливал чай из самоваров, кто-то еще, кроме нашей компании «Кипучая жизнь», для  которой самовары – смысл жизни. А именно – торговцы шашлыками. Самоварная культура все-таки выходит в массы, несмотря на ожесточенное сопротивление электрических чайников.
  
Суровым испытанием для дам оказался конкурс «Женская лыжня», состоявшийся во второй день праздника, посвященный дамам и называвшийся «12 подвигов для прекрасных дам». Призы за этот конкурс вручались прямо во время прохождения дистанции, через каждые 100 метров, так что ближе к финишу отягощенные призами участницы состязания едва передвигали лыжи. Изобилие снега, выпавшего в этом году, придало особое очарование Кипучей масленице . Как сыр в масле катались в снегу дети и собаки. Несмотря на огромную работу по расчистке парка от снега, проделанную Павловским музеем-заповедником, некоторые автомобили  участников, перевозивших оборудование и товар до начала праздника и сразу после него, умудрялись застревать, отклонившись на несколько сантиметров в сторону от дорожек.. На второй день праздника, с 18 до 19 часов, с помощью тракторов из зыбучей снежной равнины было вытащено 7 машин. Наиболее универсальным средством передвижения по парку стали все-таки ездовые собаки и плечи собственных родителей (для детей до 16 лет).

Праздник, рассчитанный на семьи с детьми, оказался интересен самым разным слоям населения. С удовольствием и, надо сказать, впервые, пили чай из настоящих жаровых самоваров ветераны Павловского музея-заповедника, проработавшие в нем по 30-40 лет экскурсоводами. Победителем конкурса «Жим гири» стал владелец строительной компании Роман Майский из поселка «Ленсоветовский», поднявший 130 раз 16-килограммовую гирю  (рекорд России в этом упражнении – 183 рывка, но это среди профессионалов). «Спортом я специально не занимаюсь, так, для себя немножко», - рассказал Роман.
 
В ярмарке на масленице и женском празднике, проходившем 7 марта, участвовало около 60 компаний и индивидуальных предпринимателей.  Хотя блины, чай, кофе, пирожки и прочую снедь продавали многие, очереди стояли ко всем. И все-таки, чтобы удивить покупателей, выделиться среди всех, нужно было постараться. Так впервые на этой ярмарке, я увидел продукты, которые еще в прошлом году никто просто не додумался бы продавать –  барсучий жир и покойные сушеные пчелы (т.н. «помор» - говорят, настойка сушеных пчел на водке помогает от хандры, мздоимства и многих других болезней). Хандры на масленице в принципе не было, и все-таки кучка пчел на лотке понемножку убывала.

Вообще-то масленица, как всякая древняя традиция, смыслом своим и сутью, как будто предназначена для сохранения традиций. Но одного сохранения мало. Одинаковое, хотя бы и очень полюбившееся, со временем надоедает. Наверное, Джоконде не нужно пририсовывать усы, и вообще ничего не нужно добавлять,  а Масленице – можно и нужно. Вот что показал опыт проведения «Кипучей масленицы- 2011» в государственном музее-заповеднике Павловск.  И еще – есть традиции, которые вовсе не обязательно сохранять. Так на масленице в Петербурге во времена царя Алексея Михайловича традиционно напивалось и погибало в давке по 300-400 человек. В Павловске на «Кипучей масленице» не напился никто, разве что чаем. А бригада скорой помощи, дежурившая на празднике двое суток, не увезла с собой ни одного пострадавшего. Если, конечно, не считать пострадавшими со смаком надкусанные пироги.

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100