Lifestyle, новости культуры

Джентльмены бездорожья

10:16:42, 07 сентября 2012
Джентльмены бездорожья

Как известно, само словечко, и, соответственно, понятие «спорт» есть сокращенное английское disport, что в переводе означает «игра, развлечение». Изначально спорт – это бескорыстная забава джентльменов, которая не имеет никакой цели, кроме самой себя. К счастью, профессионализация и политизация спорта еще не окончательно убила дух подлинного джентльменства и fair play, который и отличает действительно спортсменов в прежнем смысле слова от тех чемпионов гламура, чьи лица, грудь и филейные части красуются на обложках лакокрасочных изданий, а фамилии — в партийных списках.

 А вот совсем другая история: трофи-рейд или внедорожные гонки… Джиперы со всей страны собираются в какой-нибудь глухомани, где трассой им служат поля, болота да лесовозные колеи, и рубятся, не жалея ни себя, ни машин, соревнуясь в ориентировании по спутниковым навигаторам или в линейных гонках, когда проходят трассу на скорость.
Большая часть трофи-рейдов организуется энтузиастами: бросили клич в интернете, собрались мужчины, по-мужски развлеклись, наградили лучших.

 Первый и единственный на русском языке роман о джиперах «Гонки на черепахах», рассказывающий обо всей этой мало кому понятной жизни, не так давно вышел в издательстве «Амфора». Главный герой – петербургский автогонщик с позывным Гид – романтик и джентльмен бездорожья, зарабатывающий на жизнь организацией джип-туров, попадает в переделку: к нему за приключениями приезжает молодой англичанин с русскими корнями, решивший погонять на внедорожнике по Родине предков, но экстремальный туризм вскоре превращается в гонки на выживание: их начинают преследовать то ли бандиты, то ли спецслужбисты с непонятными, но явно нешуточными намерениями…
Автор романа известный петербургский джипер Станислав Бах рассказывает о книге и о той фактуре, что легла в её основу.
 

– Детективная интрига полностью выдумана, но фон истории списан с натуры, – говорит Станислав. – Около десяти лет назад я создал фирму «Трофи-Ателье», которая предлагала всем желающим экстремальные джип-туры за рулём внедорожников. Одновременно я участвовал в многочисленных соревнованиях, что дало не только опыт и незабываемые впечатления, но и возможность послушать вечером у костра невероятные джиперские байки.

– Как появился замысел книги?

– Одно из моих увлечений – это создание видеороликов о соревнованиях, об интересных турах, о машинах. Один из моих роликов о Чебураторе даже собрал на YouTube около полутора миллионов просмотров. Чебуратор – это такой лёгкий болотоход, которому отводится довольно большая роль в романе.
Так вот, как-то я решил снять игровой рекламный клип о «Трофи-Ателье». Смешной, абсурдный, эксцентричный, в стиле ранних «Маски-шоу». Когда сценарий был закончен, стало понятно, что это уже сценарий не рекламы, а скорее короткометражного фильма. Встал вопрос: что с этим сценарием делать дальше. Тогда и появилась идея превратить его в приключенческий роман. Правда, ушло на это не два месяца, как я предполагал, а два года.

– Что было самым трудным в работе над книгой?

– Первая же глава пошла вразрез со сценарием и получилась совершенно в другом стиле – неторопливом, драматичном. А затем выяснилось, что герои отказываются дурачиться, и им нужен другой сюжет. Тогда работа над книгой на несколько месяцев застопорилась.

– Как джиперское сообщество восприняло роман?

– Самым лестным для меня образом. Дополнительный интерес вызвала возможность узнать в героях романа реальных людей. Некоторые образы получились собирательными, но такие персонажи, как Шуруп, Келдыш, Белопольский, узнаются однозначно. Под своим реальным позывным выведен только Турбодед – это невероятно колоритный персонаж, и ничего точнее прозвища, что дали ему джиперы, я выдумать не смог. Ему за семьдесят, но он до сих пор участвует в трофи-рейдах и ворчит: «Не та нынче молодежь, не та». Многие вспомнили и описанные в книге клубные соревнования «Путь Самурая», довольно популярные в свое время.

–  Чей отзыв был дороже всего?

– Людей, которые ничего про меня не знали, к которым книга попала случайно. Это самая объективная оценка.

– Есть те, кому книга не понравилась?

– Конечно, есть. В основном это – читатели, далекие от техники.

– Это при том, что в романе есть несколько романтических сюжетных линий, а все женские персонажи вами выведены чрезвычайно привлекательными?

– Я подозреваю, что кто-то мог остановиться на первой главе, наполненной техническими подробностями. Для них я специально написал в оглавлении: «Кто не любит про машины, может трогаться со второй главы». Но, видимо, они не восприняли это всерьёз.

– Есть ли какой-то собирательный образ отечественного джипера?

– Наверное, нет. Наши джиперы – это люди всех возрастов, разных занятий и разного достатка, которые соревнуются друг с другом на равных. Есть обладатель потрёпанного «уазика», который приделал к машине большие колеса, усилил что мог  – и поехал, а есть владелец построенного с нуля прототипа с бюджетом более 100 тысяч долларов, выезжающий на соревнования с машинами-техничками, с многочисленной командой. И он запросто может проиграть тому самому «уазику».

– Джиперы – это сугубо российское явление или всё же международное сообщество?

– И так, и так. Я не знаю, где этот спорт был бы так же распространен, как в России. Но при этом наши джиперы редко ездят за границу, а иностранцы мало ездят сюда. Причин много: и большие расходы на доставку машины, и сложности при прохождении российской границы, и трассы. Европейцы больше ездят по камням и по сильно пересеченной местности, а мы –  по болотам. Соответственно отличаются и машины. Единственное российское соревнование, известное и популярное во всем мире – это «Ладога-трофи».

– Многие российские неформальные сообщества довольно влиятельны. Байкеры встречаются с президентом, кавээнщики захватили телевидение, охотники лоббировали некоторые очень важные для них законы и незаметно для публики практически за копейки скупили лучшие угодья. Джиперы могут похвастаться чем-то подобным? Я знаю, что Чубайс гоняет на внедорожниках по Сибири и Монголии, миллиардеры «Альфа-групп» во главе с Михаилом Фридманом заказывают джип-туры по Южной Америке и Африке…

– Ну, это – одиночки, а вообще джиперское сообщество в этом смысле совершенно не влиятельно. И это очевидно, влиятельность, власть сосредоточены в больших городах, а джиперу интересно проехать там, где никому не проехать, попасть туда, где никто не был. Где нет ни радио, ни телевидения, ни сотовой связи, ни власти, ни даже трактора, который всегда вытащит. Не доехать туда трактору. И там ты можешь рассчитывать только на себя и на любого другого джипера, которого случайно встретишь, потому что если ты стоишь, он никогда не проедет мимо, а остановится и спросит, нужна ли помощь. И эта особенность распространяется и на спорт. Помню, на соревнованиях в Прибалтике мы переезжали реку и крепко сели, сломали лебедку и утопили домкрат. Техпомощь придет в лучшем случае к следующему утру. Мимо нас едут лидеры гонки, которые опережают своих преследователей буквально на минуты. Ребята остановились, вытащили нас, полетели дальше.

– Нечастый случай fair play в современном спорте, где жрут допинг, сдают матчи в договорняках, намеренно травмируют соперника... Но мотивация в большом спорте по-человечески понятна, на кону большие деньги. А зачем люди участвуют в «трофи-рейдах», которые не дают ни  денег ни славы?

– Это трудно объяснить тем, кто никогда не был в джип-туре, не участвовал в гонках. Ближайшая аналогия здесь – альпинизм. Зачем люди, рискуя жизнью, поднимаются на вершину – только для того чтобы, оглядевшись, тут же начать спуск, пока еще есть силы? У джиперов примерно то же самое: зачем-то надо людям пройти всю дистанцию.

Вопросы – Сергей Князев

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100