Lifestyle, новости культуры

Время настоящих песен

13:58:04, 29 ноября 2012
Время настоящих песен

В Городе на Неве открывается фестиваль авторской песни «Топос» - один из старейших в России. Главные мероприятия пройдут в стенах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета с 29 ноября по 2 декабря. Но, фактически, фестиваль уже в самом разгаре: заочный отборочный тур идет вовсю...

История «Топоса» весьма любопытна. Изначально, в 1968 году, это был обычный факультетский капустник, коих в те времена в Политехе (да и почти во всех вузах страны) насчитывалось как боровиков в сосновом лесу. Но почти сразу он трансформировался в очень самобытный фестиваль студенческой авторской песни. Сначала – внутриполитеховский, затем, к середине 1970-х – городской. «Топос» отличался и сильной конкурсной программой (здесь делали первые шаги сегодняшние корифеи жанра Виктор Гагин, Алексей Брунов, Михаил Трегер, Николай Простаков, Евгений Исакевич, Вячеслав Вахратимов), и отменным конферансом (постоянными ведущими фестиваля были Михаил Астановский и Андрей Амбросович), и невероятной любовью публики.

В этом контексте интересны воспоминания первого президента первого политеховского клуба авторской песни (клуб этот также носил имя «Топос») Виктора Аникеева. «Впервые о «Топосе» я узнал в декабре 1973 года. Я в ту пору учился на подготовительном отделении... Нам принесли четыре билета на «какой-то конкурс самодеятельной песни». В ту пору для меня слово «самодеятельность» означало «два прихлопа - три притопа» под гармонь в сельском клубе. Я не хотел их брать, эти билеты, но мне сказали, что в день конкурса я смогу их принести в Главное здание и там сдать... В день конкурса я потащился в Главный корпус, не надеясь сбыть эти злосчастные билеты (а они стоили бешеных денег - аж по рублю!). Еще за остановку до Политеха у меня вдруг начали спрашивать «лишний билетик» на «Топос». Стало любопытно! Три билета сдал по три рубля за штуку; на четвертый пошел сам. И тогда впервые увидел, услышал и с первого аккорда полюбил НАСТОЯЩУЮ песню».

Конкурс в советские времена курировали товарищи из комсомола. Существовал даже специальный худсовет, на котором решалось, пропускать «подозрительную» песню или нет. Чаще всего цензоров удавалось перехитрить. И с политеховской сцены звучали песни запрещенного Александра Галича (поданные как «творчество неизвестного автора») и стихи опального Иосифа Бродского... Вообще, «Топос» во все времена был очень непопсовым фестивалем. Недаром же его название, по идее своей, является перевертышем конкурса эстрадной песни в Сопоте.

Удивительное дело – даже в самые трудные для авторской песни времена, - когда был закрыт распоряжением «сверху» ровесник «Топоса» Грушинский фестиваль, когда возникли проблемы у старейшего в стране Московского конкурса АП, - «Топос» держался. На грани исчезновения политеховский фестиваль оказался всего однажды, в начале 1990-х, - когда, не позаботившись о преемниках, эмигрировал тогдашний координатор «Топоса». Впрочем, из хронологии выпал, фактически, всего один конкурс – «Топос-1990». Уже в марте 1992-го, усилиями новой команды (новорожденного Клуба авторской песни «Четверг» и дирекции Студклуба СПбГПУ), фестиваль был восстановлен.
Что интересно, именно в марте 1992-го произошло принципиальное разделение между авторской и исполнительской составляющими конкурса. «Топос» с этого момента становится исключительно авторским песенным фестивалем (первым и на настоящий момент единственным в России). А исполнители переезжают на сцену нового политеховского конкурса – «Эхо», который и поныне ежегодно (в конце марта) проводится в стенах СПбГПУ.

Предстоящий «Топос» обещает стать интересным не только в творческом плане, но и с точки зрения географии. В заявочном списке, помимо петербуржцев, значатся авторы из Минска, Гомеля, Казани, Уфы, Москвы, Мурманска, Калининграда... Причем прием заявок на участие в «Топосе-2012» еще продолжается.

Строго говоря, в «Топосе» может принять любой автор песен, не обязательно студент: возрастных ограничений в конкурсной программе не предусмотрено. Иногородним конкурсантам нужно лишь заполнить заявочную форму на сайте «Топоса» и прислать тексты и записи песен на указанный адрес. Ну а прослушивания петербургских авторов пройдут 23, 26 и 27 ноября с 18.00 в Студенческом клубе СПбГПУ (Парголовская ул, 11/2-а).

Городской отборочный тур назначен на 29 ноября (начало в 19.00). 1 декабря с 12.00 до 16.30 пройдут творческие мастерские (для всех желающих!), а в 17.00 начнется гала-концерт с участием гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет. В программе: Татьяна Алешина, Вячеслав Вахратимов, Сергей Гринберг, Евгений Исакевич, Вячеслав Ковалев, Ольга Макеева, Михаил Трегер, Антон Трофимов, Сергей Труханов и другие известные мастера жанра. Главные же события произойдут в воскресенье, 2 декабря (начало в 15.00): финальный тур конкурсной программы и награждение лауреатов. Плюс – выступления «поющего жюри» и специально приглашенных гостей. Вход на все концертные мероприятия – свободный.

Добавим, что фестиваль «Топос-2012» организован Клубом авторской песни «Четверг» при поддержке Департамента молодежной политики СПбГПУ, а также турфирмы «Снаряжение» и компании «Арт-Процесс».

Место проведения фестиваля:
Клуб студентов СПбГПУ – Парголовская ул., 11/2-а. Станция метро "Лесная".

Сроки проведения:
23, 26 и 27 ноября с 18.00 – прослушивания петербургских авторов в Клубе СПбГПУ.
29 ноября в 19.00 – отборочный тур для авторов из Санкт-Петербурга
1 декабря с 12.00 до 16.30 – творческие мастерские
1 декабря в 17.00 – гала-концерт гостей фестиваля и лауреатов прошлых лет
2 декабря в 15.00 – финальный концерт и награждение лауреатов

Номинации фестиваля:
- автор музыки
- автор стихов и музыки ("полный" автор)

 

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100