Lifestyle, новости культуры

Надо создавать полицентричный город

10:03:29, 15 января 2013

На прошлой неделе мы писали об одном из масштабных проектов, который был реализован на берегах Невы и, так или иначе, улучшил городскую среду. Напомним, что в рамках этого арт-проекта под названием «Чемоданы» фасад «Бизнес-отеля «Карелия» покрылся художественной росписью общей площадью 15 682 кв. м. и преобразился в два огромных чемодана. Эта картина, представляющая собой одно из направлений искусства – Mural Art (в переводе – «настенная живопись»), является абсолютным мировым рекордом, не имеющим аналогов в мире. И 4 декабря 2012 года зафиксировать достижения из Англии приехал официальный представитель знаменитой Книги рекордов Гиннесса – Jack Brockbank.
Этот проект положил начало череде Международных Фестивалей «Mural Art в России», торжественное открытие первого из которых состоялось 6 декабря в Санкт-Петербурге.

Тема концептуального развития города оказалась очень востребованной: проект был принят общественностью с одобрением. Не остались в стороне и специалисты. 6 декабря своим видением того, как должен развиваться Петербург, и отношением к проекту поделились участники круглого стола: представители местной власти и художественной элиты Санкт-Петербурга, а также зарубежные «звезды»  Mural Art. Дискуссия была посвящена теме «Развитие художественного направления Mural Art в России, в мире и его социальная значимость».

«Первое ощущение, когда к нам пришли с этой идеей, был испуг, – говорит главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Константинович Митюрев, – потому что первые предложения были очень агрессивные и нарушали архитектурные качества самого здания».
История проекта «Чемоданы» началась еще в 2010 году, когда на согласование был представлен первый вариант росписи здания «Бизнес-отеля «Карелия». Утвержденный и воплощенный в жизнь проект претерпел много изменений за два года и, наконец, законно претендует на то, чтобы стать одной из городских достопримечательностей.
«Что касается результата, мне он приятен сегодня, – продолжает Ю. К. Митюрев, – На художественном совете мы сумели донести до авторов имевшиеся у нас пожелания. И вдвойне приятно, что автором этой работы является наш ученик – архитектор Иван Поляков… В итоге получилось достаточно хорошо».

Заведующий кафедрой средового дизайна Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Валерий Георгиевич Бандорин был уверен с самого начала, что проект вызовет споры в городе: «Неожиданное, оригинальное и по времени, может быть, несколько даже запоздавшее решение, но оно воплотилось, и на данный момент это самое главное».

Надо сказать, что в нашем городе действует закон об охране памятников, согласно которому брандмауэры, выходящие на открытые городские пространства, нельзя раскрашивать. И поэтому, когда речь идет о местах, которые можно для этого использовать, необходимы консультация и согласование в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Как правило, в подобных случаях речь идет о внутренних дворах и стенах, которые не выходят на исторически значимые панорамы города. Но насколько готова Администрация города к тому, чтобы приветствовать такого рода проекты, особенно в спальных районах города, где памятников не так много? С этим вопросом мы обратились к главному архитектору города Ю. К. Митюреву, который в первую очередь является представителем местной власти: «Готовы! Из семидесяти двух проектов, которые были недавно выставлены на конкурс творческих идей оформления петербуржских брандмауэров, были выбраны десять, из них три – это первая, вторая, третья премии. И из этих трёх две работы расположены в новых районах города».

То, что было органично для советской застройки 70-х гг., когда массовое строительство было стандартизировано и масштабно, в данный исторический период выглядит как минимум неактуально. Сегодня это депрессивные районы, которые необходимо оживлять, и, конечно, Mural Art это тот тренд, при помощи которого можно достичь этого оживления. Такого мнения придерживается председатель правления Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров Александр Васильевич Тимофеев. «Безусловно, – добавляет он, – ощущается позитивное значение Mural Art, как художественного направления. Это тренд, заслуживший поддержку мировой общественности».

По мнению заведующего кафедрой изобразительного искусства факультета искусств СПбГУ профессора Ивана Григорьевича Уралова, одним из эстетических недостатков районов новой застройки в Петербурге является их экстерьер. С колористической точки зрения, городские окраины весьма инертны.
Может быть, в Петербурге боятся каких-то новых направлений и резких шагов?
Оказалось, что не в этом дело. Просто здесь берегут традицию и с уважением относятся к тому, что было до нас. «Вопрос не что делать, вопрос как делать, – объясняет заслуженный художник РФ И. Г. Уралов, – Этот проект показал, что вполне возможно создавать столь характерные для Петербурга структурные и колористические решения.
Если говорить об улучшении городского пространства, то, как утверждает И. Г. Уралов, необходимо создавать полицентричный город, в котором каждый район может быть самодостаточным.

Развитие Mural Art открывает новые пространства для творчества. Это искусство призвано перенести очаги культуры в различные зоны Петербурга, создавая там яркие, индивидуальные образы. Кстати говоря, здесь открывается широкое поле деятельности для устроителей студенческих конкурсов и прочих арт-проектов. «…Такие идеи, – считает В. Г. Бандорин, – будут побуждать профессионалов и администрацию развивать Mural Art и не только отдельными проектами, а в большей степени даже комплексными дизайнерскими и современными решениями». По его словам, важно, помимо участия в конкурсах, давать возможность выплескиваться творческой фантазии.
Комплексность решений поддерживает и директор Института дизайна и искусств Владимир Борисович Санжаров: «Чтобы этот Чемодан не остался не белой, а скажем так пестрой вороной посреди такого грустного квартала, ему нужна поддержка».

Данное направление искусства, Mural Art, начало активно развиваться за границей в середине прошлого века. Знаменитые художники этого направления из Европы и США посетили наш город с целью принять участие в Первом Международном Фестивале «Mural Art». Среди них Gert Neuhaus - немецкий художник, который выполнил более сорока пяти росписей в городах Германии, многие из которых украшают городские пространства уже более тридцати лет и находятся под охраной государства. Frédéric Gracia - французский художник, который в 2000 году был выбран одним из пяти лучших художников, представляющих Францию на крупнейших мероприятиях, проходящих в Европе. David Guinn - современный художник-архитектор из США, особенностью стиля которого является создание пиксельных изображений, которые по-разному воспринимаются в зависимости от расстояния. Все они активно участвовали в обсуждении за Круглым столом и единогласно выразили свою готовность выступить в качестве дизайнеров подобных арт-проектов в Санкт-Петербурге в случае обращения города к ним с конкретным предложением.

На открытии Первого Фестиваля 6 декабря вниманию жителей нашего города были представлены фотоработы не только наиболее значимых и интересных объектов искусства «Mural Art», но и самых свежих работ, созданных во всех уголках мира.
Международный фестиваль «Mural Art» будет проходить на регулярной основе. Каждые два года среди ведущих международных художественных ВУЗов планируется проводить конкурс на лучший проект «Mural Art». «Бизнес-отель «Карелия» уже объявил о начале такого архитектурного конкурса на лучший эскиз архитектурно - художественного оформления здания отеля - «Воображение в действии». Для участия в Конкурсе приглашаются студенты, аспиранты и молодые специалисты ведущих архитектурных и художественных ВУЗов России и Ближнего зарубежья, а также выпускники-специалисты, имеющие опыт в создании проектов монументально-декоративного оформления фасадов зданий в различных техниках. С правилами участия в Конкурсе можно ознакомиться на сайте гостиницы.

Данный проект «Бизнес-отель «Карелия» осуществил в рамках как собственного развития, так и в рамках поддержки имиджа Санкт-Петербурга – культурной столицы России.
«Это немножко такой «очаг в доме Папы Карло», по сути своей. Но не этот объект, а Mural Art в целом», – именно такое сравнение привел И. Г. Уралов. По его словам, Mural Art значительно отличается от монументального искусства. Mural Art более демократичен, но и более наивен.
У этого вида искусства есть очень хорошее качество: если не понравится, можно перекрасить!

 

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100