Экономика

Нужны ли рыбе деньги?

14:05:07, 28 октября 2004
Нужны ли рыбе деньги?
Сложное положение в сфере добычи и переработки рыбы констатировали в очередной раз участники проходящего в Петербурге отраслевого совещания по проблемам рыбохозяйственного комплекса Северо-Запада. Для выхода из кризиса, по мнению участников совещания, в первую очередь необходима «твердая» законодательная почва и возрождение материально-технической базы.

Для простых граждан работа рыбпрома – это наличие на наших столах качественных и недорогих морепродуктов. В масштабах страны – это важная стратегическая составляющая. Об этом участникам совещания напомнил полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Как-никак, а создание ресурсной базы и освоение новых районов рыбного промысла – один из элементов геополитики, а рыбные порты Баренцева и Северного морей – важные стратегические объекты. Однако сегодня в этих важных отраслях отмечаются негативные тенденции, требующие неотложного вмешательства.

По словам Клебанова, на первый план выходят создание инфраструктуры (ремонт и строительство крупнотоннажных судов), а также поиск и привлечение инвестиций в развитие рыбопромышленного комплекса. Этот вопрос, по мнению полпреда, требует разностороннего подхода: средства на развитие отрасли – это и деньги самих промышленников, и субсидии, и инвестиции.

Для Северо-Запада решение проблем «рыбных» отраслей весьма актуальны. Ведь, как сообщил Клебанов, округ занимает значительное место в рыбном хозяйстве страны (более 14 процентов). В год добывается более миллиона тонн рыбы, 12-ю рыбоводческими заводами выводится более 7 миллионов рыб в год (в основном это лососевые и сиговые).

Как сообщили на совещании, проходящая в стране административная реформа поставила перед отраслями новые вопросы. Так, создание Федерального агентства по рыболовству выявило множество пробелов в законодательстве, которые предполагается ликвидировать в ближайшее время. По словам руководителя агентства Станислава Ильясова, отраслевой закон находится сейчас на рассмотрении в Государственной Думе и, возможно, к концу этого года уже будет принят. О проблемах, с которыми пришлось столкнуться при подготовке этого закона, рассказал заместитель Ильясова, Петр Ефанов.

По его словам, непростая обстановка складывается сейчас в портовой сфере. Имущественный комплекс портов находится в ведении агентства, а вопросы безопасности (в том числе и на воде) переданы Минтрансу. Для нормальной работы необходимы согласованные действия обеих структур. Образование работников отрасли курирует сейчас соответствующее министерство. Это, по словам Ефанова, не совсем удобно и впоследствии образовательный процесс, скорее всего, «перейдет» агентству, так как имеет свою специфику. 11 научно-исследовательских институтов Северо-Запада будут преобразованы из ГУПов в Учреждения, так как существование унитарных предприятий не предусмотрено действующим законодательством.

Отдельный вопрос – это квоты на добычу биоресурсов. По словам Ефанова, новый закон предусматривает возможность вторичного перераспределения квот через аукционы. О перераспределении квот говорили также председатель комиссии по морским ресурсам Ассоциации «Северо-Запад» Александр Овсянников и председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Владимир Бланк. По их мнению, дополнительные ресурсы на развитие отрасли можно находить путем перераспределения квот, предусмотренных на развитие научной и культурной сфер. При этом, по мнению экономистов, наука никак не пострадает. Просто научные сотрудники будут работать во время добычи, на рыболовецких судах: оборудовать суда «по-научному» якобы выгоднее, чем содержать «научный» флот.

По мнению Владимира Бланка, все проблемы рыбного хозяйства упираются в легальность этого бизнеса. Государство не может содержать частные рыболовецкие компании, поэтому они идут за кредитами в банки. Однако ни один банк не даст денег, если не будет обладать информацией об объемах добычи и продаж. Одним из способов достижения легальности, по словам чиновника, должен стать специальный таможенный режим обработки грузов в портах. Такой, какой существует при перевалке электричества или нефтепродуктов.

Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100