Экономика

Путешествие в 2025 годКакой город обещают нам авторы нового Генплана

03:36:05, 13 июля 2005
Какой город обещают нам авторы нового Генплана
Мария СУМИНА

Все знают, что ЗакС в первом чтении одобрил новый Генплан города, но мало кто слышал, что, собственно, представляет собой этот документ. Попробуем представить его в общих чертах.

В начале 1990-х годов уже делалась попытка создать новую редакцию Генплана Петербурга — с учетом экономических и политических перемен. Но успеха эта работа не принесла, потому что в тот момент урбанисты пробовали на некой общетеоретической базе с наскока решать все задачи. Это были циклопические, грандиозные проекты. В них рисовались радужные перспективы, охватывались огромные территории для развития города — в сторону Ладожского озера, вдоль побережья Финского залива, в направлении Москвы.

Сейчас это невозможно в принципе. Старый план был разработан для города и области, как единый документ. Но в девяностые годы произошло полное размежевание двух субъектов, в том числе земельное.

Поэтому главное отличие нового Генплана от всех предыдущих в том, что впервые принято решение развивать Петербург не только в длину и ширину, как было прежде, но и в третьем измерении — в высоту и глубину. Как говорит заместитель председателя КГА Виктор Полищук, основная идея нового Генплана — это город-интраверт (т. е. направленный внутрь себя). Правда, намечаются совместные — города и области — проекты освоения пограничных территорий. Это район деревни Кудрово, располагающейся на правом берегу Невы, Сертолово и Бугры, которые, не входя официально в состав Петербурга, сольются с городскими новостройками.

Генплан рассматривает территорию площадью 139.936 га и включает помимо собственно Петербурга 9 «петербургских» малых городов и 21 поселок. Структурно он состоит из 7 планировочных блоков: исторического центра, так называемых внецентральных районов и Кронштадта, а также четырех планировочных направлений — Балтийского, Невского, Южного и Северо-Приморского (последнее расценивается как наиболее перспективное). 45% городского строительства будет вестись на ныне занятых землях — после сноса того, что там есть.

«Наследством», передающимся из одного Генплана в другой, останется идея сохранения облика исторического центра города. Но новый план предполагает проведение комплексной реконструкции и реставрации объектов с частичным или полным изменением функционального назначения территории. К таковым относятся «Апраксин двор», Синопская набережная, окрестности Никольского рынка, «Малого гостиного двора», Театральной площади, территория ГОИ, Галерная Гавань, районы заводов «Вулкан», «Вибратор», Петровской косы, набережной реки Карповки, набережной Робеспьера и ряд других.

Кроме того, в течение 20 — 25 лет в центре появится более тысячи га территорий для нового строительства. Четыре района, составляющие центр города (Адмиралтейский, Петроградский, Центральный и Василеостровский), имеющие сегодня около 100 предприятий, частично освободятся от заводов и фабрик.

Одним из методов оздоровления исторического центра, предусмотренных новым Генпланом, станет создание пешеходных зон. Пешеходные зоны появятся и в районах новостроек, где много внутриквартальных пространств.

Чрезмерная централизация города чревата маятниковыми транспортными перемещениями. Эти и другие факторы убедили разработчиков нового Генерального плана в необходимости создания в Петербурге субцентров, как происходило в крупных городах Европы — Париже, Лондоне. Это будут именно субцентры, наполненные объектами общегородского значения — торговыми, спортивными, зрелищными, развлекательными, местами работы и учебы. По прогнозам, их может быть три. Один будет находиться на стыке центральной части города и южных районов — Московского и Кировского, за Обводным каналом. Второй субцентр сформируется на востоке, в границах Невского района и Ржевки. На севере предполагается создание такой зоны между Калининским и Выборгским районами и центром города.

Предстоит решить проблему промышленных предприятий. Скоро плата за землю станет им не по силам и вынудит их переехать на окраины. А их место займут бизнес-кварталы. В городе раньше практически отсутствовало понятие офисов. В этом мы отстаем от крупных западноевропейских городов, где давно сложились деловые центры. Необходимость в них крайне велика.

Уникальное географическое положение Петербурга, находящегося одновременно на пересечении нескольких международных транспортных коридоров, требует особое внимание уделить развитию транспортных сетей. В плане прорабатывается возможность увеличения грузооборота Большого Морского порта. В него войдет целый ряд территорий, прилегающих к акватории Финского залива. Решен вопрос о строительстве нового пассажирского морского вокзала.

Будут также развиваться пассажирские комплексы петербургского аэропорта. Имея серьезного конкурента — аэропорт Хельсинки, мы не можем позволить себе, чтобы петербургский международный пассажирский терминал выглядел архаично и провинциально.

Одна из главных проблем — автотранспорт, который буквально душит город. Кольцевая дорога возьмет на себя внешние потоки, а сеть скоростных магистралей (проектировщики называют их «хордами», «радиусами» и «диаметрами») и в первую очередь — Западный скоростной диаметр — облегчит транспортную ситуацию внутри Петербурга. Городские набережные станут магистралями непрерывного движения. На них уберут светофоры и сделают подземные переходы для пешеходов. Разработчики Генплана ищут возможности спокойного сосуществования частных автомобилей с общественным транспортом и пешеходами. В частности, на некоторых скоростных трассах потоки транспорта будут многоуровневыми. У каждой конечной станции метро появится парковка. В Петербурге будут строить подземные паркинги и автозаправочные комплексы.

Безусловно, будет развиваться и трамвайное движение. Опасения, что трамвай в городе будет ликвидирован, напрасны (власти учли свои ошибки с уничтожением трамвайных линий). Надземный экспресс местами заменит непостроенные линии метро. Появится и еще один новый вид транспорта — метробас — автобус, движущийся со скоростью поезда метро — 70 км/час. Он станет передвигаться по особым трассам, куда не будет заезжать другой транспорт.

Но и прокладка подземного метро, несмотря на трудности с финансированием, будет все же продолжена. В 2006-м в продолжение Московско-Петроградской линии откроется станция «Парнасская» с выходом поездов на поверхность. В случае благополучного расселения домов вблизи будущего вестибюля станции «Адмиралтейская» — на перекрестке Кирпичного переулка и Малой Морской — она будет открыта в 2008 году. При успешном финансировании в 2008 — 2009 годах будет задействована станция «Волковская» (в начале Бухарестской ул.), несколько позже — «Звенигородская» и «Обводный канал». В дальних планах — строительство ветки метро на юго-западе. Она пройдет от станции «Московские ворота» и будет дополнена станциями «Черниговская», «Новоизмайловская», «Броневая», «Путиловская», «Казаковская». На первом этапе будет построена ветка, которая свяжет Красносельский район и Обухово.

Планируется в течение 20 лет обустроить дамбу (возможно, она прирастет намывными территориями, на ней появятся стоянки для яхт и катеров, придорожные кафе и т. д.), а также возвести дополнительные переправы через Неву.

Все предыдущие Генпланы имели какие-то ярко выраженные идеи. В годы первых пятилеток — индустриализация, строительство и развитие новых предприятий, в первые послевоенные годы — восстановление и модернизация города, масштабное строительство в духе «сталинского монументализма». Потом — массовое строительство «хрущевок», позволившее осуществить мечту нескольких поколений горожан об отдельной квартире с удобствами. Потом было строительство панельных домов современных серий целыми районами и со всей необходимой социалкой: поликлиниками, детсадами и школами — Гражданка, Ржевка, Рыбацкое. Главную идею нынешнего Генплана сформулировать трудно.

Некоторые положения кажутся очень удачными — например создание субцентров. Другие, такие как уплотнение застройки, небесспорными. По поводу третьих трудно представить, как это будет выглядеть в жизни, в частности, что будет на месте нынешних промпредприятий. Не является истиной в последней инстанции и тезис, что город должен жить исключительно в своих границах. Вполне возможен вариант многолетней (например, на 100 лет) аренды каких-то территорий или совместного их использования.

Можно предположить, что и весь новый Генплан не будет столь категоричным, как предыдущие, и жизнь внесет в него многочисленные коррективы. А к лучшему или к худшему — зависит от очень многих факторов: благосостояния города и жителей, компетентности власти, архитектурной моды и вообще от состояния общества, которое вправе, но не всегда умеет требовать, чтобы конъюнктурные и частные интересы служили городу, который не с нас начался и не нами закончится.

Кстати

Главный архитектор — председатель комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов на днях провел брифинг, где рассказал журналистам о том, как будет идти дальнейшая работа над Генпланом, и дал некоторые прогнозы по его осуществлению.

В ходе разработки Генплана, по словам Викторова, состоялось свыше двухсот общественных обсуждений. Проходили они в районах, отраслевых комитетах, производственных ассоциациях, поэтому «каждый имел возможность подать предложения, но всегда находятся люди, которые утверждают, что не успели внести свои поправки». Сейчас поезд уже отошел от перрона, но его еще можно догнать. Если замечания действительно основательны, то их можно оформить в виде поправок к законопроекту, но в Заксе существует понимание, что такие поправки должны вноситься губернатором.

Закон требует дать каждому возможность ознакомиться с проектом Генплана до его окончательного принятия. Но это не один закон, это еще целая библиотека приложений. Причем по процедуре его следует сделать доступным не в виде лазерных дисков для компьютера, а на бумажном носителе. Стоит такое издание очень-очень дорого и нужно оно лишь немногим профессионалам. Скорее всего, будет три варианта издания — короткая информация, расширенные сведения и полный комплект.

Впрочем, неизвестно, что из обозначенного в Генплане сбудется, ведь «Генплан не догма. Хороший результат — если он сбывается на 60 — 70 процентов», отметил Александр Викторов.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100