Экономика

Let’s «Do It Yourself»

09:58:33, 04 августа 2005
Емкость петербургского рынка товаров для ремонта, дома и дачи (DIY-товаров) в 2005 году составит порядка $660 млн. Через пять лет, по мнению участников рынка, она может достичь $1 млрд. В городе практически нет крупных строительных рынков (в отличие от Москвы, где до 70% продаж приходится именно на рынки). Поэтому сейчас потребность домовитых граждан в собственноручном улучшении их жилища удовлетворяют специализированные торговые сети (такие, как «Максидом» и «Строймастер»), одиночные специализированные магазины, а также небольшие магазины хозтоваров. В ближайшие годы компанию им составят целый ряд DIY-гипермаркетов.

DIY начинается с юга
В принципе, первыми в Петербурге DIY-гипермаркетами с натяжкой можно назвать торговые комплексы «Максидом»: эти магазины (сейчас их четыре) не до конца «исповедуют» идеологию формата. «Мы себя причисляем к формату DIY за некоторым исключением, – говорит генеральный директор сети «Максидом» Сергей Голиков, – у нас есть еще отделы мебели и бытовой техники. Хотя в общем обороте мебель и техника составляют примерно 15-20% (остальное – товары DIY), это дает нам определенное преимущество, от которого мы не откажемся».
В «Максидоме» оценивают свою долю на рынке товаров для ремонта, дома и дачи примерно в 20-25% и рассчитывают увеличить ее до 30%. «В ближайшие два года мы собираемся ввести еще два-три магазина, хотя хотели сначала остановиться на пяти, – делится планами Голиков. – Места определены, но не скажу пока, чтобы не сглазить». Четвертый и последний на сегодня гипермаркет «Максидом» общей площадью 19 тыс. м2 был введен осенью 2004 года на Богатырском проспекте и стоил примерно $15 млн.
Что касается «чистокровных» DIY-гипермаркетов, то, если будут реализованы все заявленные на сегодня проекты, в южной части города к 2007 году появится сразу четыре таких. Первый – «Метрика» на Пулковском шоссе площадью 10,5 тыс. м2 уже открылся. Его владелец – холдинг «Корпорация СБР», возглавляемый Евгением Лебедевым. В холдинг также входит торговая сеть «Стройбаза «Рыбинская». «Вторую очередь комплекса площадью 4 тыс. м2 откроем к лету 2006 года, – говорит руководитель проекта «Метрика» Сергей Расторгуев. – Инвестиции в этот проект составили $12 млн. В течение пяти лет построим еще четыре гипермаркета. По нашим оценкам, с развитием подобного формата могут быть потеснены такие компании, как «Искрасофт», «Строймастер» и даже «Максидом». Конкуренция между игроками ожидается достаточно напряженной, но, несмотря на это, мы с брендом «Метрика» нацелены на место в первой тройке. Планируем занять 18% рынка».
В том, что, ничего не предприняв, придется потесниться, не сомневаются и владельцы упомянутой компании «Искрасофт» (владеет одноименной торговой сетью) – предприниматели Владимир и Александр Неровные. И потому готовы развивать собственную сеть из пяти-шести гипермаркетов «Стройбург». Первый из них (площадью около 13 тыс. м2 и ассортиментом свыше 35 тыс. наименований) также будет расположен на Пулковском шоссе, на одном из участков территории, принадлежавшей в прошлом фирме «Лето». «Система организации торговли в «Стройбурге» уже разработана на 90%, – говорит Александр Неровный, – к возведению самого комплекса надеемся приступить в сентябре и в июне 2006 года его открыть».
Еще один проект по строительству сети DIY-гипермаркета разрабатывает Филипп Крылов, возглавляющий девелоперскую компанию «Старт». В Купчино, севернее пересечения ул. Олеко Дундича и Загребского бульвара, он планирует построить первый комплекс площадью 15 тыс. м2. Стратегическим партнером «Старта» для застройки территории согласилась стать компания «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»), намеревающаяся построить здесь один из своих гипермаркетов «Карусель». Стоит отметить, что все заявленные к строительству DIY-гипермаркеты предпочли «сесть» вблизи крупных торговых центров.

Стараются не отставать и иностранцы. На проспекте Космонавтов одним из главных «якорей» торгового центра «Радуга» будет гипермаркет Obi, который займет там 18 тыс. м2. Сдача «Радуги» запланирована на середину 2006 года. Британская компания Kingfisher, в прошлом году заявившая о выводе на российский рынок DIY-магазинов Castorama, первый свой гипермаркет в Петербурге намерена открыть в марте 2006 года на Дальневосточном проспекте рядом с «Лентой».
Помимо двух названных западных операторов, о планах освоить петербургский DIY-рынок заявили и финские ритейлеры. Весной сеть магазинов «Строймастер», которую развивали владельцы группы «Текс» Александр Селенкин и Дмитрий Скворцов, прибрел финский концерн Kesko. По мнению финнов, эти магазины в наибольшей степени соответствует формату DIY. В июле на Васильевском острове начал работу пятый и самый крупный «Строймастер», общая площадь которого после открытия второго этажа составит 6 тыс. м2. Kesko рассчитывает в ближайшие три года увеличить сеть не менее чем на пять магазинов.

Меняйся или умирай
Игроки рынка уверены, что он с легкостью переварит все реализуемые сегодня проекты. «В Европе на двадцать тысяч жителей приходится примерно один DIY-гипермаркет площадью в среднем 10 тыс. м2. Для того, чтобы наш рынок поднялся до таких показателей, нужно построить двести подобных магазинов, – уверен Александр Неровный из «Искрасофта». – Петербургские сетевики привыкли к выручкам в $3,5-4 тыс. с квадратного метра, за рубежом даже $2 тыс. – это уже очень хорошо».
Кому стоит опасаться появления DIY-гипермаркетов, так это небольшим магазинам стройматериалов и хозтоваров. «Согласно общей логике развития ритейла появление гипермаркетов приведет к вытеснению с рынка небольших магазинчиков. Одной из ответных стратегий для их владельцев может быть специализация на товарах «первой стройхознеобходимости»: крепеж, электрика, лаки-краски и прочее», – полагает Алексей Шаскольский, руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства.
Угроза от гипермаркетов исходит и для крупных сетевых магазинов наподобие «Искрасофта». Владельцы этой сети, как уже было сказано, не собираются сдавать рынок, построив собственные гипермаркеты. Кроме того, меняется и сама сеть «Искрасофт». «С появлением новых DIY-гипермаркетов существующим магазинам придется менять стратегию, ассортимент, улучшать качество обслуживания. Они смогут сосуществовать вместе с гипермаркетами, но для этого придется приложить усилия – тому пример один из наших «Искрасофтов» на Гражданском, прекрасно работающий вблизи «Максидома». Наша компания с учетом возможной конкуренции со стороны новых игроков еще три года назад решила поменять стратегию сети «Искрасофт», сделав акцент на более дорогого покупателя. И дальше будем двигаться именно в этом направлении», – делится опытом Александр Неровный.

Магазины второй необходимости
DIY-гипермаркет предполагает большую торговую площадь – от 5 тыс. м2, широкий ассортимент (от 30-35 тыс. товарных позиций) и готовность покупателей к самообслуживанию. «Возможность купить все необходимое в одном месте – особенно важна для людей с дефицитом свободного времени, а это – наиболее платежеспособная часть населения», – отмечает руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.
О возможном появлении DIY-гипермаркетов в Петербурге заговорили три года назад, когда о выходе на российский рынок заявили германские сети AVA и Obi. Правда, как показала практика, строительство подобных объектов и в Москве, и в Питере отягощено как дефицитом пятен под застройку и градостроительными проблемами, так и различными бюрократическими проволочками. Тем не менее, предприниматели – участники рынка DIY-товаров в один голос говорят о перспективности строительства именно таких объектов.

Юлия Михеева

источник: Предприниматель Петербурга

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100