Экономика

Бизнесмены на полную громкость

10:48:57, 09 августа 2005
Учинить хороший скандал вокруг собственного бизнеса – можно сказать, искусство. Ведь самое сложное не начать драку, а выйти из нее вовремя, прежде чем процесс станет неуправляемым, и добиться при этом искомого результата. Учинивший скандал в лучшем случае нарушает неписаные правила деловой этики (к примеру, вылив на оппонента ведро компромата), после чего может рассчитывать на адекватную ответную реакцию (два ведра компромата) и рискует деловой репутацией. В худшем случае, развязав скандал в правовом поле, заваривший кашу рискует попасть под им самим же запущенный маховик государственной машины, которая вовсе не обязательно остановится по требованию.
Вообще, скандалов, в которых были замешаны питерские предприниматели, было немало, и их фигурантами выступали многие небезызвестные в городе люди. Но тех, кто сознательно раздувал вокруг себя шумиху или хотя бы активно включался в нее, оборачивая ситуацию в свою пользу, единицы. Мы определили четырех самых ярких на сегодня, на наш взгляд, бизнес-скандалистов Петербурга (причем имя одного из них доподлинно не известно). Все они успели засветиться и в этом году, и раньше «попадали в истории», а главное, делали это вполне сознательно, независимо от того, являлись ли инициаторами скандала или втянулись в него по ходу дела.
«ПП» подсчитал «скандальную» упоминаемость этих людей в СМИ за последние три года (в 90 ведущих федеральных и петербургских печатных и электронных СМИ). Мы также постарались вычислить сумму, ради которой все затевалось. Цена вопроса определялась по-разному: стоимость компании (в случае с «Тинькофф»); стоимость проекта, вокруг которого разгорелся скандал («Морской фасад»); или объем рынка, за который идет борьба (рынок пассажирских перевозок Петербурга, водка «Гжелка»).
Помимо попавших в четверку, на звание эффективного «менеджера скандала» может претендовать и президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. Он решился на яростное противостояние со Смольным и «Лукойлом» в вопросе выделения участков под АЗС и добился-таки определенных успехов. Но он в данном случае выступал скорее как лоббист-посредник, защищавший интересы целой группы участников топливного рынка. Хотя и сама более чем скандальная история и результативность действий Ашихмина, безусловно, заслуживают внимания.
Достоин упоминания и сын губернатора Петербурга, топ-менеджер «Внешторгбанка», Сергей Матвиенко, который в этом году стал одним из наиболее популярных объектов для «слива» компромата, связанного как с бурной молодостью банкира, так и с его собственным бизнесом якобы «под крылом» у Валентины Матвиенко. Но едва ли Сергей Матвиенко сам выступал инициатором скандала, и сомнительно, чтобы он пошел ему на пользу.

Александр Сабадаш
Цена вопроса: $156 млн
Упоминаемость: 227 публикаций
Весной прошлого года Александр Сабадаш, который и раньше не боялся засветить свои интересы в различных бизнес-войнах, развязал конфликт с торгово-промышленной группой «Кристалл» за права на популярный товарный знак «Гжелка». В течение года разные судебные инстанции признавали права на использование бренда то одной, то другой стороны. В итоге производить «Гжелку» разрешили обеим компаниям. Правда, точка в этом скандале еще не поставлена. Так, на прошлой неделе стало известно, что по заявлению главы «Кристалла» Сергея Зивенко возбуждено уголовное дело по подозрению представителей Сабадаша в подлоге документов при покупке в 2003 году ООО «Гжелка», которому принадлежали права на одноименный товарный знак. Впрочем, судя по оценкам экспертов, это как раз тот случай, когда стороны увлеклись процессом – доля «Гжелки» на российском рынке водки сократилась с 5,5% в 2003 году до 2,6 в начале 2005-го.
Сегодня спорный водочный бренд для Александра Сабадаша – не единственная головная боль. Бизнесмен и по совместительству сенатор от Ненецкого автономного округа за последний месяц стал объектом пиар-атак, объявивших алкогольного короля идеологом и спонсором будущей «оранжевой» революции в России и, соответственно, претендентом на президентское кресло в 2008 году. Связан ли этот скандал с политической деятельностью Сабадаша или это происки его бизнес-оппонентов, можно лишь предполагать, но едва ли можно считать Сабадаша жертвой. Предприниматель никогда не боялся ввязываться в драку, и то, что он встречает агрессивное противодействие, удивления не вызывает.

Виталий Южилин
Цена вопроса: $1,1 млрд.
Упоминаемость: 97 публикаций
Имя депутата Госдумы и бывшего хозяина морского порта Петербурга Виталия Южилина сегодня всплыло в связи с баталиями, развернувшимися вокруг проекта строительства «Морского фасада». По крайней мере, оно прозвучало в списке тех, кого вышедшие на акцию протеста жители Васильевского острова обвинили в лоббировании «аферы века» стоимостью не менее $1 млрд. Не так давно стало известно, что основным инвестором по намыву территории Финского залива и строительства на ней паромно-пассажирского комплекса будет группа First Qantum. Предположительно, совладельцем группы является никто иной, как Виталий Южилин. Так что можно ожидать, что в ходе стройки, которая только по плану должна вестись, как минимум, шесть лет, его имя прозвучит еще не раз.
Правда, предпринимателю к скандальной известности не привыкать. В ходе конфликта вокруг ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Виталию Южилину и его партнеру Андрею Кобзарю удалось на протяжении нескольких лет успешно противостоять попыткам городской администрации, владеющей 28,8%-ным пакетом акций, прорваться к управлению компанией. Объектом пиар-атак за этот период Южилин становился неоднократно, причем обвиняли его и в покупке депутатов ЗакСа, и в дружбе с Борисом Березовским и т. п. Но на его деятельности эти нападки отразились мало, зато долгое время партнерам удавалось выставлять в умеренно невыгодном свете действия госсобственников, не привлекая внимания к своей деятельности, и затянуть конфликт до подходящего момента.
Видимо, теперь First Qantum намерена вложить в проект средства, вырученные от продажи в прошлом году контрольного пакета акций Морпорта (не менее $100 млн.). После этой сделки государственные акционеры обнаружили, что овчинка не стоила выделки – цена их пакета значительно уменьшилась, и сегодня город выставляет его на торги всего за $6 млн.

Олег Тиньков
Цена вопроса: $201 млн.
Упоминаемость: 147 публикаций
Олег Тиньков не только в питерском, но и в российском бизнесе – явление уникальное, и в таланте эпатировать публику настолько, чтобы проняло всех (но не более чем необходимо), ему не откажешь. Свой пивной бизнес он построил не столько на продаже пива – он продавал идею, а чтобы товар не показался пресным, не забывал добавить острый скандальный привкус. «Черно-белые сны» Тинькова вызвали бурную реакцию (известный рекламный ролик в итоге был снят с показа по требованию антимонопольных органов), но цели своей достигли. Живучесть темы в многочисленных Интернет-форумах побила все рекорды, и даже самые ярые критики Тинькова запомнили – «он такой один».
И даже введенные с начала года ограничения на рекламу пива (запрет показывать людей и животных), значительно снизившие привлекательность рекламных роликов, для Тинькова оказались не помехой. Семейные трусы в цветочек и плюшевые мишки показали даже больше, чем обнаженные девушки. Продажа пивоваренного бизнеса стала достойным аккордом в карьере предпринимателя, который служил едва ли не лучшей рекламой своего дела и доказал, что скандальную известность можно продавать. Главное, чтобы все было красиво и за хорошую цену – $201 млн. – за компанию, занимающую 0,9% российского рынка и имеющую около $100 млн. долгов.

Господин N
Цена вопроса: $110-140 млн.
Упоминаемость: 45 публикаций
Один из наиболее громких скандалов минувшей весны разгорелся вокруг конкурса на обслуживание автобусных пассажирских маршрутов, проведенного городским комитетом по транспорту. Напомним, что львиная доля частных перевозчиков отсеялась по результатам квалификационного отбора (не смогли приобрести достаточное количество автобусов большой вместимости), а из остальных претендовать на лоты смогли лишь ГУП «Петербургавтотранс» и еще семь компаний из почти 50 участников рынка. После многочисленных обращений перевозчиков во всевозможные инстанции, включая антимонопольную службу, суд, прокуратуру, СМИ и прочее, Смольный пошел на попятную, обещав провести осенью новый конкурс.
Самым активным участником конфликта выступала Ассоциация независимых перевозчиков. Ее вице-президент и директор ООО «Престиж-Авто» Андрей Колосов обратился в суд и выиграл дело. Однако многие наблюдатели пришли к выводу, что успех этой кампании был обусловлен закулисным вмешательством некой третьей силы, решившей руками «обиженных» малых перевозчиков расчистить себе дорогу на рынок. По одной из версий, истинным вдохновителем скандала является президент «Петербургской топливной компании» Юрий Антонов, чьи планы по диферсификации бизнеса включают и выход на рынок пассажирских перевозок, объем которого сегодня оценивается в $100-140 млн. Выкладки о шансах «ПТК» стать крупнейшим игроком вместо «Пассажиравтотранса» выглядят более или менее правдоподобно, но вряд ли это можно счесть достаточным основанием для признания факта причастности к конфликту структур «ПТК».

Алексей Травин

источник: Предприниматель Петербурга

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100