Экономика

«Подарите 60 миллиардов!»

18:34:18, 16 августа 2005
Петербург подготовил свои поправки в федеральный бюджет
Наталья ОРЛОВА

Пора летних отпусков отнюдь не означает, что политическая жизнь в стране взяла тайм-аут. Наоборот. В разгаре самое сложное, самое «кровавое» политико-экономическое событие: подготовка федерального бюджета на 2006 год. Сегодня, изрядно попотев, регионы еще могут повлиять на бюджетную ситуацию, пробить поправки в свою пользу, заполучить лишний десяток миллионов федеральных денег. Завтра будет поздно.

Санкт-Петербургом подготовлен довольно весомый том предложений. Питерских депутатов Государственной Думы собрали в Смольном, чтобы ознакомить с этими предложениями и дать наказ: всеми доступными способами попытаться провести хотя бы часть поправок. Депутаты наказ выслушали, отметили объем проведенной экономической работы, пообещали постараться. Но большого энтузиазма при этом никто не проявил. Каждый из них помнил прошлогодний опыт, когда поправки в федеральный бюджет летели в корзину нераспечатанными, Дума даже не стала рассматривать около трех тысяч предложений, подготовленных регионами и отдельными депутатами от округов.

Тем не менее надежда есть. Хватает городской власти и упорства: содержание нынешних просьб Санкт-Петербурга во многом повторяет прошлогодние.

Главная из них — внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, чтобы вернуть в городской бюджет часть налогов, уплачиваемых в федеральную казну. Два года назад по бюджетам ряда регионов был нанесен мощный удар. Федерация забрала себе акцизы на табачные изделия, которые составляли весомый кусок местных бюджетов, и часть других налогов. Их назвали «выпадающими». Поначалу город еще пытался уговорить Москву хоть чем-то заткнуть местные бюджетные дыры. Но не получилось.

С тех пор уже второй год подряд в период подготовки федерального бюджета городские предложения заключают в себе мольбу: верните хоть что-нибудь или дайте что-то взамен «выпадающих» налогов. На сей раз Питер просит у Москвы передать ему федеральную долю акцизов на нефтепродукты. Причем оговаривает, что средства эти пойдут исключительно на латание дорог. Дело в том, что в 2003 году из городского кошелька «выпал» налог на пользователей дорог — его попросту отменили. Налог этот шел на содержание и ремонт дорог. Найти другой источник городу пока не удается, поэтому и летят в Москву просьбы поделиться.

Большие вопросы у Питера вызывает введенная в 2004 году система налогообложения производителей спиртного. Она достаточно путанна. Налог взимается постепенно: на этапе производства этилового спирта производители платят лишь 20 процентов акцизного сбора. И вот Петербург обращается к Москве с просьбой отменить ступенчатую систему взимания алкогольных акцизов, брать все сразу на этапе производства. Основание: алкогольные сборы в городе уменьшаются, производители бегут со своей продукцией на акцизные склады других регионов.

Эту часть просьб Петербурга можно выразить одним словом: «Дайте!». Но есть другая часть — «Разрешите». Город просит обеспечить законодательную возможность увеличивать региональные налоги. В Налоговом кодексе размеры многих местных налогов не прописаны в абсолютных цифрах: мол, определяйтесь сами, но не выше такого-то максимума. Так вот, в некоторых сферах максимум в Питере уже достигнут. Скажем, налог на игорный бизнес берется по максимуму, как и транспортный налог для большинства категорий машин. Увеличивать больше некуда — закон не позволяет. Нель-зя ли изменить закон, отодвинув планку максимума, чтобы было куда расти? Над этим вопросом Москва обещала подумать особо. Хотя для простых горожан было бы лучше, чтобы в этой прось-бе Петербургу отказали.

Третье городское требование — вернуть долги. Городских денег не хватает, чтобы выполнять федеральные обещания, записанные в законах «Об инвалидах...», «О ветеранах...», о жертвах радиации, о донорах... Причем город напоминает Федерации, что и в прошлые годы она не давала достаточно средств. Накопился долг более чем в миллиард рублей.

Просят деньги на капитальный ремонт жилищного фонда (за свой счет городу его не осилить), на сохранение транспортных и иных льгот некоторым категориям граждан, на организацию детского отдыха... Средства на эти цели в любом случае будут забиты в федеральном бюджете-2006. Штука в том, чтобы их было как можно больше.

Самая подробная часть городских предложений — перечень строек и объектов, которые должны финансироваться из государственной казны.

Город напоминает Федерации, что некоторые юбилейные объекты, которые планировалось привести в порядок еще к 300-летию, остались недоделанными. Да и безотносительно к юбилею действует федеральная целевая программа «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга» на 2002 — 2010 годы. В 2006 году город хочет продолжить реставрационные работы в Петропавловской крепости, в Ботаническом институте, в Петергофе, в особняке Шувалова... Причем дороже всего обойдется ремонт инженерных сетей, на отделку фасадов запрашиваются куда более скромные суммы. Больше всего денег запрашивается на продол-жение реставрации Смольного собора — 70 миллионов рублей.

Много лет город за свой счет и за счет некоторых внебюджетных источников строит главный канализационный коллектор северной части Петербурга. Последние годы деньги сюда выделялись в объеме, который позволял лишь поддерживать недострой, чтобы он не начал валиться. На это обстоятельство руководство города обратило внимание президента, который и дал поручение начать финансовую подпитку строительства из федерального бюджета. Город просит много денег — почти полтора миллиарда рублей, мотивируя запрос тем, что реализация проекта позволит обеспечить полную очистку сточных вод Петербурга, даст толчок для развития промышленного и жилищного строительства в северных районах.

Почти 39 миллиардов петербургские власти хотят получить на автомобильные дороги. Из них более 26 миллиардов — на продолжение строительства КАД, 5,3 миллиарда — на проектирование и начало работ на южном участке Западного скоростного диаметра.

За федеральный счет город хочет углубить Маркизову лужу около западной оконечности Васильевского острова, точнее — проложить судоходный канал к будущему пассажирскому порту.

В 2006 году в Петербурге пройдет саммит «большой восьмерки». Это обстоятельство также нашло свое отражение в городских поправках к бюджету-2006. Федерация должна будет профинансировать реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта «Пулково». Сейчас она не соответствует ни международным требованиям приема лиц такого уровня, ни техническим параметрам современных самолетов. Реконструкция, кстати, в «Пулково» уже ведется, и судя по всему, и в дальнейшем с финансированием проблем не будет.

Зато, скорее всего, будут проблемы с чаяниями города получить из федерального бюджета деньги на жилищное строительство для переселения людей из ветхих и аварийных домов, а также на предоставление квартир «чернобыльцам». Ликвидаторам государство деньги дать обязано, а вот поможет ли оно питерским «аварийщикам» — вопрос его доброй воли. В большинстве российских городов эта проблема лежит на местных властях. Всего по этим двум пунктам город хочет почти 862 миллиона рублей.

Культурные объекты, финансируемый Федерацией, у всех на слуху: вторая сцена Мариинки, вторая очередь Российской Национальной библиотеки, реконструкция Александринки, Цирк Чинизелли, музей-заповедник «Ораниенбаум»... Суммы большие, но вопросы почти уже утрясены, работы идут, проекты разрабатываются... Вот только одни и те же объекты гуляют из одного бюджета в другой. К примеру, Катальная горка в Ораниенбауме, по отчетам, будет готова уже в этом году. Однако в городских предложениях на следующий финансовый год она вновь числится как объект, нуждающийся в реставрации.

Предложения Петербурга в бюджет обширны. Здесь и развитие телекоммуникационных сетей, и забота о детях с отклонениями в развитии, и продолжение строительства дамбы с ее сложнейшими сооружениями, и реконструкция семи медицинских учреждений... Судя по изложенным городом просьбам, велико желание всерьез взяться и за окрестные гидротехнические сооружения: на реке Малая Сестра и в Петродворце, на сестрорецком Разливе и на мелких бесхозных сейчас объектах Петербург планирует начать ремонтные работы за счет Федерации. Для этого используется юридическая зацепка: по закону, вся «гидротехника» считается госсобственностью.

Одним из самых интересных для большинства петербуржцев, является раздел о развитии нашего метро. Петербург знакомит Москву со своими планами на этот счет. На 2006 — 2008 годы планируется ввод станции «Парнасская» на Московско-Петроградской линии, а также строительство наклонных ходов и вестибюлей на станциях «Адмиралтейская» и «Балтийская». Кроме того, метрополитен продолжает развивать свое внутреннее хозяйство. Весной прошлого года прошло заседание комиссии Госстроя России, посвященное питерской подземке. Было отмечено, что давно пора сокращать незавершенку. То решение Госстроя и дало городу основание просить почти полтора миллиарда из федерального бюджета.

В целом город обосновал свои потребности на 59,979 миллиарда рублей. В полном объеме такие деньги вряд ли удастся получить, какие-то заявки Дума обязательно срежет, но не исключено, что в течение будущего года центр будет подбрасывать и неплановые деньги, как было уже не раз, — на дамбу, срочную реставрацию чего-то ценного, на тот же саммит «восьмерки».

Жалобы Петербурга на хроническую нехватку денег выглядят как-то не очень убедительно на фоне заявлений, что городской бюджет за 4 года будет удвоен. Но у федерального правительства сейчас переизбыток «нефтедолларов», которые буквально некуда девать. Так что грех не попользоваться этим временным изобилием, ведь мы тоже имеем право на часть наших общих природных богатств. Может, и впрямь удастся хотя бы аварийный фонд расселить.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100