Экономика

Малый бизнес как «иной вид деятельности»

18:34:30, 16 августа 2005
Понятно, что городской власти куда приятнее иметь дело с крупными иностранными инвесторами, такими как фирма «Тойота» или шанхайская инвестиционная компания, чем с ларечниками. Потому, хотя в отношении малого бизнеса произносятся многочисленные заверения в его поддержке, реальная политика путанна и противоречива.

Возьмем такую набившую оскомину тему, как ларьки. В интервью вашей газете зампред комитета экономического развития Н. Архипов («На рынках — волнуются, в ларьках — паникуют», от 10.08. с. г.) объясняет, почему город занял столь жесткую позицию по отношению к этому сектору торговли. Он говорит, что реально всеми ларьками в городе владеют несколько десятков человек, которые, прикрываясь армией многочисленных бесправных арендаторов ларьков, ничего не платят городу.

Как же получилось, что КУГИ все места под ларьки предоставило нескольким людям, нам, наверное, узнать не удастся. Но что мешало городским властям, если они действительно заинтересованы в малом бизнесе, разорвать договоры с этими «ларечными баронами» и предоставить каждому арендатору право напрямую заключить договор с городом? Я не говорю, что павильоны на остановках с их традиционным набором пиво-жвачка-сигареты украшают город, но о чем же власти думали раньше, когда принимали решение оснастить ими остановки?

К тому же именно городские власти в лице комитета по градостроительству и архитектуре в 2002 — 2003 гг. определили внешний вид павильонов, и именно администрация города сделала так, что владельцам пришлось покупать их по завышенным ценам у искусственно созданных монополистов в лице производителей этих павильонов — в среднем по 10.000 долларов за штуку. Для малого бизнеса сумма существенная. Для того чтобы только окупить такие затраты, предпринимателю потребуется 3 — 4 года. Но и трех лет не прошло, как городская администрация «прозрела»: торговля на остановках — это плохо, пусть здесь будет только реклама. Как будто той, которой обклеен весь метрополитен, троллейбусы и автобусы, той, что висит на щитах, которые мешают пешеходам на самых людных тротуарах, мало.

Если уж наши пуританские власти так раздражает пивной дух на остановках, почему бы не перепрофилировать эти павильоны — по примеру европейских городов — на торговлю печатными изданиями, разрешив попутно продавать минералку? Правда, в этом случае предприниматели потеряют в выручке, но можно уменьшить соответствующим образом аренду и налоговые отчисления, с тем чтобы эта деятельность была рентабельной.

Впрочем, остановочные ларьки — просто пример, как власть, вроде бы заинтересованная в малом бизнесе, пугает этот бизнес своей непредсказуемостью. А вот иллюстрация, как она относится к малому бизнесу в целом.

Только 1 августа вступил в силу закон Санкт-Петербурга о внесении изменений и дополнений в закон «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Почему «только»? Дело в том, что с нового года действует федеральный закон, по которому налогообложение малого бизнеса увеличено в 1,5 раза. Осенью прошлого года городское руководство обещало, что смягчит это повышение своим законом. Было бы логично, чтобы он начал действовать тоже с начала года, но сам закон был принят 19 мая 2005 года, а вступил в силу, по решению губернатора, лишь с III квартала текущего года. То есть полгода все платили «вмененку» по полуторной ставке.

Этим же законом народные избранники сочли нужным «облегчить жизнь» некоторым категориям торгового малого бизнеса. Прежде всего комиссионной торговле (со значительными оговорками: кроме антиквариата, аудио- и видеотехники, компьютеров и средств связи). Из существующей комиссионной торговли в указанную категорию может попасть лишь торговля книгами. Коэффициент, учитываемый при расчете налогооблагаемой базы, здесь минимальный, всего 0,07. Поддерживая комиссионку, депутаты, возможно, решили стимулировать торговлю в интересах малообеспеченных слоев населения, вопрос лишь в том, насколько этот вид деятельности в настоящее время востребован.

Предпринимателям, торгующим молоком и молочной продукцией в мелкорозничной сети (по тексту закона — «объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов с оборудованным входом»), также обеспечено послабление — коэффициент 0,5. Ну а всем остальным категориям предпринимателей, торгующих в аналогичных помещениях, даже если они решили бублики продавать вместе с молоком, послаблений нет — коэффициент 1.

В тексте закона все, кроме молочной продукции, обозначается как «иной вид деятельности». Торговля алкоголем и сигаретами по налогообложению практически совпадает с торговлей остальными видами продукции. А ведь существует еще большое количество продукции, полезной и нужной для здоровья людей, торговлю которой нужно стимулировать.

Законодатели свалили в одну кучу «магазины», «ларьки» и «павильоны», в результате чего павильоны остались как бы без юридического статуса — на магазин «не тянут», но и ларьком не являются. Такое впечатление, что закон писали впопыхах.

Отношение власти к малому бизнесу в городе я бы определил так: есть стратегические инвесторы, есть промышленность и строительство, сетевые магазины и гипермаркеты, а мы, малые предприниматели, — «иной вид деятельности».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100