Экономика

Хорошая покупка!

00:36:13, 17 августа 2005
Крупнейший передел судостроительного рынка
Владимир НОВИКОВ

Группа компаний «ИСТ» продала контрольный пакет акций Балтийского завода «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК). Эта пока еще малоизвестная в Петербурге структура управляет промышленными активами Международного промышленного банка. Несмотря на некоторые чисто российские особенности этой сделки, в перспективе она пойдет на пользу Петербургу и всей судостроительной отрасли.

Сначала об особенностях. Главная в том, что одно из самых крупных и современных судостроительных предприятий страны, каким является Балтийский завод, продано менее чем за 100 миллионов

долларов. Это цена какого-нибудь бизнес-центра или гипермаркета. При том что завод выполняет в год работы более чем на 300 миллионов долларов и имеет портфель заказов на 700 миллионов. И даже его земля — 100 гектаров — стоит больше ста миллионов долларов. И все же «ИСТ» вынужден был согласиться на эти условия. Отчасти, наверное, потому, что ОПК имеет мощнейший административный ресурс в федеральном правительстве. Но главное: «истовцы» не смогли выполнить свой же план — создать на базе Балтийского завода современный судостроительный холдинг, в который вошли бы «Северная верфь» и ряд петербургских предприятий, работающих на судостроительную отрасль. Силы «ИСТ» были измотаны в затяжных «корабельных войнах», о которых много раз писали все городские газеты.

Между тем «Северная верфь», за которую, собственно, и шла война, приняла в состав акционеров Межпромбанк. Потом банк взял контрольный пакет верфи. После чего покупка Балтийского завода была только вопросом времени. Потому что объединение двух этих предприятий не только с точки зрения бизнеса, но и технологически необходимо. Ни одному из них самостоятельно не построить современную верфь, которая могла бы на равных конкурировать с зарубежными предприятиями. Если на рынке военного судостроения перспектива еще была в силу развитости нашего военно-промышленного комплекса, то в сфере производства гражданских судов Балтийский завод выполнял роль заготовительного производства для зарубежных корабелов, а «Северная верфь» вообще не имела шансов.

ОПК пока не объявила о своих планах, но очевидно, что, если она намерена серьезно вести бизнес, без модернизации не обойтись. И с этой точки зрения сверхскромная цена, уплаченная за Балтийский завод, представляется вполне оправданной.

Опасения, что это предприятие куплено со спекулятивными целями, например ради его земельного участка, представляются маловероятными. Приход действительно большого капитала в промышленность — объективный процесс. Сырьевые отрасли при всей своей прибыльности перспективы не имеют, все развитые страны зарабатывают на производстве наукоемкой продукции. А судостроение — наиболее «продвинутая» в этом смысле отрасль, ее легче других вывести (при соответствующих затратах) на мировой уровень. Так что рождение «судостроительной олигархии» (объединенные «Северная верфь» и Балтийский завод становятся крупнейшим судостроительным предприятием страны) было неизбежным.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100