Экономика

Подрядчик с асуанским опытом

16:40:19, 23 августа 2005
В эпопее с многолетним строительством Комплекса защитных сооружений (КЗС) в Санкт-Петербурге наконец-то появился свет в конце туннеля. На днях состоялся организованный Федеральным агентством по строительству и ЖКХ тендер на завершение работ по возведению восьми участков северных дамб КЗС. Его выиграла компания «Технопромэкспорт», предложившая помимо технологических ноу-хау наименьшую стоимость работ — 1 миллиард 587 миллионов рублей.

Условие тендера о предоставлении компаниями сначала производственных гарантий, а в случае победы и уже значительных финансовых гарантий исполнения обязательств позволило на начальном этапе отсечь недобросовестных участников, считает руководство «Росстроя» — уполномоченного представителя федерального правительства. Это общепринятая международная практика. Гарантий всегда требуют международные кредитно-финансовые структуры, выделяющие деньги под проекты. В данном случае Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), финансирующий часть работ, и правительство РФ, выделяющее на строительство бюджетные деньги, придерживались одинаковых правил.

По мнению специалистов-строителей, победа «Технопромэкспорта» в этом тендере обусловлена его опытом участия в такого рода стройках, причем гораздо более сложных, чем Комплекс защитных сооружений. Компания более пятидесяти лет работает на международных рынках и осваивает средства мировых финансовых институтов и правительств третьих стран, возводя очень капиталоемкие объекты — электростанции.

Что касается технической стороны проекта, то, как говорит директор компании по России и странам СНГ Валерий Зайцев, «кубатура бетона, заложенного в Асуанскую плотину, во много раз превышает соответствующие параметры дамбы». Помимо гиганта Асуана государственное предприятие, созданное в 1955 году специально для реализации крупных энергетических и гидротехнических проектов за рубежом, построило более пятидесяти гидротехнических сооружений.

Известно, что снисходительное отношение к прежним подрядчикам дорого обошлось налогоплательщикам. Дамба строится начиная с 1979 года, и только за последние несколько лет сумма финансовых злоупотреблений, по разным оценкам, составила от

15 до 30 млрд рублей. Аудиторы Счетной палаты РФ и следователи ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области хорошо знакомы с весьма неблагоприятным политическим и криминальным фоном вокруг строительства дамбы. Потери для репутации северной столицы никто не подсчитывал, но очевидно, что долгострой длиной в четверть века не прибавляет ей престижа.

Недостроенная дамба оставляет под угрозой город, в котором наводнения происходят почти ежегодно. По официальным оценкам, отсутствие нормальной гидротехнической защиты грозит затоплением центральным питерским районам, половине промпредприятий. В потенциальной зоне бедствия находятся более 400 исторических памятников, 500 школ и 15 станций метро.

Сегодня проект по завершению строительства дамбы находится под личным контролем президента России. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко получила от В. Путина указание завершить работы на дамбе не позднее 2008 года. Многие считали этот срок нереальным. Но правительство РФ выделяет на эти цели почти 19 млрд рублей, а осваивать часть этих средств начинает компания, известная не только в России, но и в мировых строительных кругах.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100