Экономика

Налоги, которые мы выбираем

18:54:10, 08 ноября 2005
Читателям «СПб ведомостей» предлагается авторский анонс близкой к завершению книги «От катастрофы к возрождению», которую Владимир Цейтлин посвятил задачам преодоления духовного и экономического кризиса в нашей стране. К сожалению, газетная статья не позволяет поместить математические выкладки, с помощью которых автор описывает экономические процессы. Заинтересовавшимся придется дождаться выхода книги в свет.

Азбучная истина

То, что рыночная экономика одним освобождением цен не создается, является азбучной истиной современной экономической науки. Это прекрасно понимал Эрхард, когда в 1948 году решился на освобождение цен в послевоенной Германии. Но он с самого начала принял необходимые меры и провел закон, направленный против произвольного завышения цен. Успех его реформ обозначился буквально в первые недели. Мировой опыт свидетельствует: в развитых странах либеральная концепция в полном объеме давно не применяется. В США, Японии, Великобритании, Германии, Швеции под той или иной формой государственного контроля находится от 25 до 40% цен. Применяются и действенные меры антимонопольной политики.

Идеологи российских реформ как будто ничего об этом не знали, когда избрали концепцию ничем не ограниченных рыночных свобод. В результате с самого начала реформ возникли глубокий экономический спад, гиперинфляция и резкое имущественное расслоение в обществе. В наших условиях при отсутствии мер экономического регулирования эффективное подавление инфляции принципиально невозможно. Используемые в мировой практике концепции монетаризма связывают уровень цен с размером денежной массы, находящейся в обращении. Смысл этой концепции примерно таков: «Если у покупателей стало больше денег, то цены можно увеличить».

У нас же возникает абсурдная ситуация. Государство может располагать сколь угодно большими средствами, но использовать их для подъема уровня жизни населения оказывается невозможным. Рынок реагирует ростом цен на любые денежные вливания. Деньги обесцениваются и, по сути дела, пропадают, а народ не выигрывает ничего. Казалось бы, эти средства можно вложить в развитие производства. Но здесь мы сталкиваемся с проблемами нестабильности, рисков и связанной с ними низкой инвестиционной привлекательности. Получается, что других вариантов кроме эффективного экономического регулирования просто не существует. Нашему руководству пора прийти к пониманию того, что рыночная стихия сама по себе никогда не вынесет нас к берегу благополучия. Пора понять и то, что главное звено цепи — это государственное регулирование экономики, а не тотальное изменение форм собственности посредством приватизации.

Для нашего экономического возрождения нужно ограничить возможности извлечения сверхприбылей и присвоения природных богатств. С этой целью мною и предлагаются меры налогового регулирования, которые должны подавить инфляцию, а также привести к балансу нашу экономическую систему, обеспечить обоснованное снижение уровня цен и тарифов и создать условия высокой инвестиционной привлекательности. Предлагаемые решения способны разрешить основные проблемы антимонопольной политики, а также и вопрос прав собственности на природную ренту.

Выход из великой депрессии

Базовая идея экономического регулирования — это налогообложение прибыли (по критерию ее отношения к затратам) и распространение этого принципа на все виды экономической деятельности. По сути дела, это прогрессивное налогообложение прибыли в зависимости от рентабельности. Но если не пойти на необходимые ограничения рентабельности, то возможности извлечения сверхприбылей сохранятся, а преодоление кризисной ситуации растянется на неопределенно длительный срок.

Экономический регулятор работает следующим образом. В процессе роста цен по мере увеличения отношения абсолютной прибыли к затратам чистая прибыль возрастает, достигает максимума и при дальнейшем росте этого отношения уменьшается за счет налогообложения в пределе до нуля.

Подобные решения, которые прямо или косвенно ограничивали возможности извлечения сверхприбылей, использовал президент Рузвельт в процессе преодоления кризиса Великой депрессии в США. Он ясно понимал, что экономика в принципе не может быть жизнеспособной, если граждане оказываются не в состоянии приобретать товары, изготовленные их же руками. Приоритетными целями его нового курса были приведение к балансу экономической системы страны, восстановление покупательской способности населения и подъем уровня жизни.

Решения администрации президента Рузвельта были беспрецедентным вмешательством государства в бизнес. Противники обвиняли Рузвельта в том, что он чуть ли не «красный». В своем послании конгрессу в 1934 году он ответил оппонентам так: «Американцы должны навсегда покончить с той концепцией приобретения богатств, которая в результате чрезмерных прибылей устанавливает несоразмерно полную власть над собственными делами и, к нашему несчастью, над делами общества. Выполняя эту задачу, мы вовсе не стремимся уничтожить честолюбие или разделить наши богатства на равные доли. Мы продолжаем признавать способность одних зарабатывать больше, чем другие. Однако мы утверждаем, что желание индивидуума иметь должное обеспечение, достойный досуг, приличный уровень жизни следует поставить выше, чем страсть к большему богатству и к большей власти».

Предлагаемый мной принцип регулирования способен подчинить себе механизмы основных экономических взаимодействий и стать главным инструментом государственного управления экономикой. Он приводит механизмы равновесия спроса и предложения в область допустимых соотношений прибыли и затрат, то есть допустимого уровня рентабельности. В этом и состоит главный регулирующий эффект.

Предлагаемые подходы позволяют определить само понятие предельно допустимых максимумов цен и тарифов. Эти цели достигаются не путем прямых ограничений, а посредством регулирующего действия предлагаемого налога. Превышение максимумов оказывается невыгодным по той причине, что при этом уменьшается размер чистой прибыли. Таким образом могут быть обеспечены подавление инфляции и ценового произвола.

Последний, и единственный

Принципиально важно, что все эти ограничения не касаются уровня оплаты труда, который относится к затратам работодателя. В соответствии с логикой предлагаемого регулирования предлагаемый мною налог должен начисляться последним, а все остальные налоги должны входить в состав затрат при его начислении.

В отличие от предлагаемого принципа налогообложения все налоги, начисляемые по фиксированным процентным ставкам, не могут регулировать и ограничивать уровни цен, а только увеличивают их. Поэтому новый прогрессивный налог на прибыль становится наиболее эффективным средством экономического регулирования, и ему имеет смысл придать преобладающий вес во всей системе налогообложения. Более того, в перспективе новый налог можно сделать единственным, а налоги, начисляемые по установленным процентным ставкам, постепенно уменьшать вплоть до отмены.

Важно, что при этом каждый отдельный экономический процесс и экономика в целом становятся управляемыми и предсказуемыми. Каждый экономический процесс приобретает свойства объекта системы автоматического управления с обратной связью. И тогда экономика в целом может быть описана математической моделью многоканальной системы автоматического управления. Такое математическое описание управляемой экономики не надуманная аналогия с системами автоматического управления, а вполне соответствует природе вещей. При этом эффект управляемости физически реализуется с помощью мотивации экономического поведения человека, определяемого своей выгодой.

Как известно, созданная в процессе производства стоимость определяется не только суммарными затратами труда и капитала, но и природными факторами, то есть дарами земли. При использовании предлагаемых подходов природная составляющая стоимости отечественных товаров исключается из чистой прибыли и рыночной цены. На внутреннем рынке страны эта составляющая стоимости не будет оплачиваться покупателями. И это означает ее обращение в пользу потребителей внутреннего рынка. Поэтому внутренние цены отечественной продукции будут, как правило, ниже аналогичных импортных. И если условием приема России в ВТО будет увеличение наших внутренних цен до так называемого мирового уровня, то такие требования будут для нашей страны невыгодны и неприемлемы. Это принципиально важно для обеспечения высокой конкурентоспособности отечественного производства. А при экспорте отечественной продукции по мировым ценам природная составляющая ее стоимости может быть обращена в пользу государства. Так предлагаемый принцип регулирования пресекает возможности присвоения природной ренты.

Труд как мерило стоимости

Все это означает, что единой мерой создаваемой стоимости становится труд. При этом капитал можно понимать как прошлый труд, воплощенный в материальные объекты, средства на банковских счетах и ценные бумаги.

Предлагаемые экономические решения способны сбалансированно снизить все внутренние цены и тарифы и прежде всего стоимость энергоносителей, энергии и сырья. При этом все производители будут поставлены в равные условия независимо от наличия природной составляющей в структуре созданной ими стоимости. Тем самым обеспечивается высокая инвестиционная привлекательность в обрабатывающих отраслях отечественного производства, прежде всего в энергоемких и ресурсоемких. Этот принцип регулирования способен подчинить себе механизмы основных экономических взаимодействий. Он ограничивает максимумы чистой прибыли на единицу затрат и позволяет определить содержание понятий допустимых максимумов цен и тарифов. Тем самым ограничиваются возможности ценового произвола и извлечения сверхприбылей.

Утратят смысл и окажутся невыгодными сокрытие размеров оплаты труда и искусственное занижение ее уровня. Изменится характер экономического мышления и появится возможность обеспечить баланс интересов работодателя и работников наемного труда. И при условии грамотной экономической политики это позволит снять противоречия классовых отношений. Возникнет прямая связь суммарных затрат и извлекаемой чистой прибыли. В таких условиях все производители окажутся заинтересованными в расширении круга выполняемых работ и повышении их качества, так как каждый рубль связанных с этим затрат будет приносить прибыль.

Во всех странах с рыночной экономикой фирмам-экспортерам выгоден низкий курс национальной валюты, а импортерам, наоборот, — высокий. В условиях новых экономических предложений максимумы рыночных цен и извлекаемой чистой прибыли оказываются зависимыми только от суммарных затрат, приведенных к единице продукции. Это создает важный экономический эффект: при экспортных и импортных операциях чистая прибыль на единицу затрат становится независимой от курса рубля. Исчезнет целесообразность занижения курса национальной валюты в интересах экспортеров. Все субъекты нашего экономического пространства окажутся равно заинтересованными в высоком курсе рубля, который ограничивается только требованиями конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке страны. В таких условиях становятся особенно важными переход на оплату экспортных операций нашей национальной валютой и на формирование курса рубля по принципу ценового паритета. Появится четкий математический критерий определения курса рубля, который должен стать объективно обоснованным и существенно возрасти.

Регулируемая экономика

Предлагаемые решения способны обеспечить не только преодоление кризисной ситуации, но и построение в нашей стране рыночной экономической системы нового типа, существенно более совершенной по сравнению с капитализмом. И, быть может, это будет тот самый «социализм с человеческим лицом», о котором так много говорил Горбачев, не представляя себе, как прийти к этой цели.

На более раннем этапе разработки в конце 2003 года я высылал свои материалы в адрес президента РФ. Работа дошла до департамента налоговой политики Минэкономразвития и была отклонена. Судя по содержанию негативного отзыва, работа была детально изучена. Однако не на предмет практического использования, а только для обоснования формулировки отказа. Эти формулировки не опровергают основного содержания новых предложений. Главным здесь представляется то, что в министерстве не готовы к принятию решений, ограничивающих возможности извлечения сверхприбылей и присвоения природных богатств страны.

Глава Минэкономразвития Герман Греф часто говорит о том, что рост мировых цен на нефть с неизбежностью порождает рост наших внутренних цен на нефтепродукты. Но такое утверждение справедливо только для экономики стран, импортирующих нефть. Хорошо известно, что нефтедобывающие страны, экспортируя нефть по мировым ценам, на своих внутренних рынках реализуют нефтепродукты по ценам, намного меньшим, чем мировые.

Сохранение в неизменном виде действующей экономической стратегии не сможет обеспечить ни должного подавления инфляции и возрождения экономики, ни социальной справедливости и подъема уровня жизни граждан. Применение предлагаемых решений способно подавить инфляцию и реализовать действенное возрождение нашей экономики, обеспечить социальную справедливость и значительно улучшить условия жизни населения. Рыночная инфраструктура в нашей экономике уже существует, и условия для ее возрождения имеются. Для достижения этих целей необходим радикальный пересмотр экономической стратегии.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100