Экономика

Чтобы сетей хватило на всех

21:02:16, 10 января 2006
Только что прошедшие новогодние праздники ассоциируются у всех в первую очередь с яркой иллюминацией на главных городских магистралях и площадях, гирляндами разноцветных лампочек на мостах и елках. Но вряд ли кто-то, кроме специалистов, всерьез задумывался над тем, что пиковые нагрузки наши донельзя изношенные кабельные сети могут просто не выдержать. Ведь 70% их них уже давно исчерпали свой ресурс. Предостережением может послужить пример Москвы, где в 2005 году случилась масштабная энергетическая авария. Морально и физически устарели не только сети хозяйства, но и остальные виды городской инфраструктуры: водоснабжение, газопроводы, канализация...

Ресурсы подходят к концу

Сегодня реконструкция старых инженерных коммуникаций становится для Петербурга задачей первостепенной важности: от ее решения зависит вся жизнедеятельность города. И во многих крупных городских программах, таких как модернизация «хрущевок», главным становится именно замена инженерных сетей. Не менее глобальной является и другая проблема — строительство новых коммуникаций. «Ресурсы инженерно-обеспеченной земли в Петербурге подошли к концу. Если мы сейчас не будем вкладывать бюджетные деньги и средства инвесторов в эту сферу, уже в ближайшем будущем строить будет негде», — предупреждает заместитель председателя комитета по строительству Николай Крутов.

Между тем концепция нового Генерального плана развития Петербурга предусматривает значительное увеличение жилищного фонда города, а также развитие его экономики за счет роста количества предприятий. Согласно генплану, к 2015 году объем жилья должен составить 130 млн кв. метров. Территории под многоквартирное жилье при этом охватят до 20 — 25 тыс. гектаров, под индивидуальное — до 13 — 15 тыс. гектаров. Площади общественно-деловых зон возрастут до 10 — 12 тыс. гектаров. Инженерная подготовка территорий будет необходима и при воплощении ряда крупных городских проектов, таких как «Балтийская жемчужина» на Юго-Западе и «Морской фасад» на Васильевском острове.

Новые коммуникации понадобятся также при завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений, прокладке главного коллектора северной части города, переключении сточных и дождевых вод в систему водоотведения, подключении Северо-Западной ТЭЦ к системе теплоснабжения Приморского района. Современная инженерная инфраструктура требуется и для создания новых промышленных зон на неиспользуемых территориях.

Куда пойдут деньги

С 1 октября 2005 года Земельный кодекс РФ установил форму предоставления инвестору земельных участков под застройку — через торги. При развитии промзон за городом остается инженерная подготовка территорий — за счет бюджета. Эти средства вкладывают на возвратной основе, поскольку включаются в рыночную оценку при продаже земли инвестору. Однако с инженерной подготовкой участков под жилищное строительство дело обстоит сложнее. Средства на инфраструктурную подготовку кварталов, которые отчисляют строительные компании, аккумулируются в так называемом целевом фонде. При этом городская администрация на вполне законных основаниях частично использует эти деньги на создание городской инфраструктуры, не связанной напрямую с новыми территориями. Так, в 2004 году из почти 6 млрд рублей, которые перечислили застройщики, 60% было направлено на прокладку коммуникаций при реконструкции набережных, мусороперерабатывающего завода, подключение городских магистралей к КАД и другие цели. Примерно такое же соотношение было и в 2005 году.

По мнению депутата ЗакСа Владимира Гольмана, при такой доле бюджетного финансирования строительство предусмотренных генпланом 70 млн кв. метров жилья вряд ли возможно. Внесенный им на рассмотрение городского парламента законопроект посвящен целевому развитию петербургской инфраструктуры. В нем, в частности, предлагалось перечисляемые инвестиционно-строительными компаниями средства направлять только на подготовку новых земельных участков под строительство. Однако восторга такое предложение у городского правительства не вызвало. По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, это противоречит закону о бюджете РФ.

Городской бюджет явно не способен целиком взять на себя все работы по созданию и реконструкции инженерных коммуникаций. Сегодня речь идет о том, чтобы найти такие формы партнерства, которые позволяли бы модернизировать сети на средства федерального бюджета и кредиты Мирового банка.

Один из путей выхода из создавшегося положения, по мнению заместителя председателя комитета по строительству Н. Крутова, — это торги на право аренды с комплексным освоением территорий для жилищного строительства. Победитель таких торгов будет обязан провести полную инженерную подготовку территории. За это он получит право выкупить все земельные участки, определенные на ней под застройку. Подобные торги будут проводиться на очень больших площадях — не менее квартала. Таким образом, городские власти надеются за 2 — 3 года сформировать в Петербурге рынок инженерно-обеспеченных земель.

Большая работа

Что касается положительных примеров, то одним из самых крупных проектов такого рода стала реконструкция проспекта Энгельса. Генподрядчик по ремонту инженерных коммуникаций на этом объекте — ЗАО «СМУ-53». По словам его технического директора Юрия Вихляева, при работе в три смены первый участок автодороги был готов на месяц раньше запланированного срока.

Можно вспомнить и инженерную подготовку индустриально-транспортной территории «Нойдорф», где предполагается создать особую экономическую зону. Здесь правительство Петербурга взяло на себя обязательства по инженерной подготовке территории с дальнейшей передачей ее инвесторам для строительства промышленных объектов. И уже возводятся корпуса завода «Бош-Сименс».

Отдельно следует сказать о программе модернизации петербургского сетевого хозяйства. Здесь сегодня сложилась особая ситуация: четко не определено, кто является собственником кабельных сетей — город или энергетические компании-монополисты. А в то время, когда назрела крайняя необходимость в их реконструкции, очень важен именно заинтересованный рачительный хозяин. Так, при массовом строительстве частными предпринимателями торговых и деловых центров прокладывают кабели нового поколения с учетом всех пиковых нагрузок. Но присоединяются новые сети к старым, изношенным. Недаром энергетики часто говорят о невозможности (в ряде случаев) обеспечить такие объекты мощностью: старые кабельные сети просто не справляются.

Лед тронулся?

В конце ноября 2005 года на встрече губернатора Валентины Матвиенко и председателя правления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Андрея Раппопорта была достигнута договоренность о совместной модернизации электросетевого хозяйства Петербурга. Ею уже начала заниматься петербургское ОАО «СевЗапНТЦ» — дочернее предприятие РАО «ЕЭС России».

По словам начальника отдела по проектированию воздушных линий электропередачи и подстанций этой фирмы Георгия Бодеева, проект одного из запланированных объектов — подстанции «Ржевская» — уже сделан и в 2006 году начнется строительство. В 2006 году компания будет проектировать еще одну подстанцию — «Центральную», которая будет построена на берегу Обводного канала. Впереди реконструкция «Восточной» и «Колпинской» подстанций, а также модернизация «Ленинградской». Все они будут обеспечены дополнительным сетевым хозяйством. Общий объем инвестиций по программе, рассчитанной на 2006 — 2008 годы, превысит 26 млрд рублей. При этом расходы распределяются по следующей схеме: субсидии ОАО «ФСК ЕЭС» составят около 12 млрд рублей, вклад «Ленэнерго» — 8,7 млрд рублей, остальные деньги будут выделены из городского бюджета.

К сожалению, до сегодняшнего дня вопросы замены старого и прокладки нового кабеля решались далеко не всегда рационально и экономично. На это сетует генеральный директор петербургского холдинга «Севкабель» Геннадий Макаров. По его словам, научно-исследовательские институты при выборе этой продукции не очень-то жалуют отечественного производителя, предпочитая пользоваться дорогостоящими зарубежными аналогами. При этом они не дают себе труда ознакомиться с каталогами отечественных товаропроизводителей.

«Замена кабельных сетей должна быть системной, а предприятия-производители нужно ставить в известность о таких планах, чтобы они могли работать под проект», — считает Г. Макаров. К примеру, план по замене ряда воздушных городских электросетей на подземные пока остается только на бумаге. На совещания, где он обсуждался, производителей кабельной продукции вообще не приглашали...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100