Экономика

Зима приходит каждый год

20:37:11, 28 февраля 2006
Минувшей суровой зимой СМИ, как обычно, были переполнены воплями отчаяния замерзающих и возмущенных сограждан. Они все никак не возьмут в толк: почему ежегодно летом власти благосклонно принимают на веру оптимистические рапорты различных ведомств об их полной готовности обеспечить грядущей зимой тепло в наших домах и общественных зданиях? Не забывая обвинять чиновников в безответственности, неорганизованности, халатности, воровстве и других грехах, пуще всего винят их за нерасторопность. В той или иной мере все это правда. Но не вся. Есть еще и не замечаемые критиками «первопричинные» обстоятельства.

Странный норматив

Почему, собственно, так важна расторопность управленцев при обеспечении теплом наших домов? Да потому, в частности, что чуть морозы покрепче, в системах теплофикации постоянно что-нибудь лопается. И надо быстро-быстро устранять эти аварии, пока замерзающая вода не успела разрушить стояки и радиаторы в остывающих домах.

Следующий вопрос: а почему системы теплофикации столь ненадежны? Причин много! Но наиболее важная и к тому же требующая по сравнению с другими значительно меньших затрат для ее устранения — несовершенство нормативной базы капитального строительства (НБКС).

Казалось бы, НБКС должна содержать в себе обязательные для персонала отрасли нормативные требования, совокупное исполнение которых и гарантирует нормальную работу системы теплофикации (или любого другого объекта капитального строительства). Так, в частности, в НБКС должно быть установлено, какой самый сильный и самый продолжительный мороз должна безаварийно (!) выдерживать система. Причем обеспечивая при этом температуру в домах не ниже комфортной, установленной нормами. И все это в течение расчетного срока службы системы.

Реальная ситуация с НБКС будет понятнее из косвенного трагического примера. Когда утром 7 декабря 1988 года радио сообщило о катастрофическом землетрясении в Армении, сказали: оно в Спитаке было 9-балльным. Достал из своего рабочего стола нормы: для Спитака расчетный норматив — 7 баллов. Посмотрел предыдущие (отмененные) нормы — там было указано 8 баллов. До сих пор не понимаю: кто и на каком основании посмел снизить этот норматив. Не снизили бы — вероятно, жертв было бы намного меньше.

Думается, нормативы, за которыми стоит здоровье, а то и жизнь людей, не вправе устанавливать наемный персонал различных ведомств — органов исполнительной власти. Это целесообразнее (теоретически) доверять всенародно избираемым законодателям.

«Подороже» и «подешевле»

Очевидно, для безаварийности системы теплофикации надо, в частности, брать в расчет самую низкую из наблюдавшихся когда-либо в этом месте температур. Да еще предусмотреть про запас процентов десять. Ясно, что затрат на устройство более надежной системы теплофикации станет больше, чем при нынешних порядках. Но положите на другую чашу весов последствия постоянных аварий — и социальные, и честно подсчитанные экономические. Несложно догадаться, какой вариант — «подороже» или «подешевле» — предпочли бы большинство горожан нашей страны. Да и Сергей Шойгу со своим героическим персоналом.

Полезно напомнить, что одной из важнейших отраслей сферы материального производства извечно является капитальное строительство, без которого все остановилось бы. А его деятельность в интересах общества и государства должна регулироваться нормативной базой. У НКБС периода плановой экономики была масса недостатков. Изменившийся социально-экономический уклад страны обусловил необходимость ее радикальной модернизации. Именно это должно было стать главной целью деятельности Госстроя РФ, который в принципе только для этого и был нужен отрасли.

Но высшие чиновники, сняв с себя эту обременительную ответственность, повели дело иначе. Госстроя РФ больше не существует, а нормативные требования, исполнение которых было обязательным, плавно переводят в совсем другую категорию — в категорию рекомендаций и добрых советов. Хочешь — выполняй, не хочешь — не выполняй. Все это происходит в сложный переходный период от дикого капитализма к далекому цивилизованному. К тому же не учитываются застарелые привычки и особенности менталитета персонала отрасли.

Выше мы упомянули один из важнейших параметров назначения системы теплофикации — ее расчетный срок службы. Выбор оптимальной величины этого параметра (если не брать с потолка) требует учета многих факторов: перспективы градостроительного развития территории; темпов снижения прочности конструкционных материалов элементов системы в процессе ее эксплуатации; пределов экономической целесообразности периодических ремонтов и т. п.

Между тем в различных публикациях специальных журналов нередко присутствуют нелепые призывы к повышению абстрактной «долговечности». Хотя, бесспорно, избыток срока службы, как и недостаток его, практически в равной мере разорительны и преступны. В первом случае это приводит к бессмысленному перерасходу ресурсов всех видов, во втором — к аварии или экстренной реконструкции. Однако решение задачи с определением и назначением оптимального расчетного срока службы — это полдела. Вторая, более сложная, половина — это разработка методик, которые позволят еще при проектировании находить технические решения, обеспечивающие удовлетворительное совпадение фактического срока службы объекта проектирования (или его фрагмента) с назначенным расчетным сроком службы. Нерешенность проблемы означает сохранение «черной дыры», в которой бесшумно и впустую исчезает значительная часть инвестиций.

Жертвы гигантомании

Теперь немного фантазии. Допустим, уже позади решение вышеназванных проблем, надежность магистральных теплопроводов обеспечена, и даже на всякий случай проложили трубы-дублеры. А счастья все нет.

В былые годы организаторы нашего народного хозяйства проявляли гигантоманию, ставшую в период кризиса одной из причин разорения некоторых предприятий. В частности, теплофицируя населенные пункты, строили крупные котельные, эксплуатация которых, конечно, выгоднее, чем мелких. Однако, рассматривая систему теплофикации целиком, можно увидеть и существующие минусы крупных. Такая котельная обслуживает множество потребителей, с которыми ее связывает обширная сеть теплотрасс. По разным данным, на теплотрассах теряется от 30 до 50% тепла. Это бессмысленные потери, несовместимые с декларациями энергосбережения. Далее: авария на такой котельной способна парализовать нормальную жизнь населения и вызвать необходимость его эвакуации. Такие примеры известны.

Альтернативные варианты крупным системам теплофикации, отапливающим почти в равной мере и дома, и улицу, известны. Это локальные системы с относительно небольшим числом потребителей, не требующие устройства наружных тепловых сетей. Они широко применялись после печного отопления. Сейчас к ним вернулись на новом техническом уровне, когда удалось резко поднять коэффициент полезного действия котлов. Такие системы теперь начали постепенно применять и в Петербурге.

Для эксплуатации теплофикационных систем наиболее удобное топливо — газ. Запасы его у нас такие, что один за другим создаются гигантские газопроводы для перекачки за рубеж. Между тем важнейшей задачей государства должно быть жизнеобеспечение своих граждан. Тогда, памятуя о том, что наша страна преимущественно северная, первостепенной обязанностью федерального правительства становится обеспечение условий надежной теплофикации городов. Среди этих обязанностей есть особо важная, стартовая, часть, так и не выполненная в свое время Госстроем, — модернизация НБКС и, в частности, введение в нее современных норм для проектирования теплофикации городов.

Одним из рыночных механизмов, стимулирующих энергосбережение, могла бы стать более справедливая оплата жителями тепла в домах — по конечному результату. Поясним: не по количеству тепла, поданного в квартиру и определенного по расходомеру, а за фактический уровень теплового комфорта в квартире. То есть если, например, нормативная температура воздуха в квартире плюс 20оС, а фактическая плюс 14оС, то и платить надо меньше. Контрольно-измерительных приборов такого рода не существует, но это, как говорится, дело техники. В любом случае это логичнее, чем покрывать за счет жителей утечки тепла из-за дрянной теплоизоляции наружных ограждений, щелястых окон и т. п. Таким образом, предприятия ЖКХ начнут всерьез и своевременно интересоваться качеством теплоизоляции всех элементов домов, которые они берутся эксплуатировать.

Одна из причин того, что каждая зима становится «битвой за выживание» населения, не в недостатке энергоносителей, специалистов и рабочих рук. Все это у нас в стране есть. Причина, думается, в издавна плохом управлении тем, что называлось «народным хозяйством». Наши «крепкие хозяйственники» вроде Виктора Черномырдина на поверку оказались слабыми организаторами. Поглощенные другими заботами, они упустили из виду проблемы теплофикации российских городов (как и многое другое, наверное).

Если не привести в порядок нормативную основу теплоснабжения, любые инвестиции в ее реконструкцию пойдут прахом, так как будут бесконечно повторяться те же ляпсусы.

Впрочем, ситуацию с модернизацией нормативной базы можно выправить, ограничившись и региональным уровнем. У нас в Петербурге для этого есть почти все. Для начала не хватает только двух компонентов — решимости администрации города и, как обычно, денег. Впрочем, денег требуется неизмеримо меньше, чем на отопление улиц.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100