Экономика

Инструмент прогресса или тормоз?

23:17:14, 11 апреля 2006
Интервью руководителя филиала Государственного института развития налоговой системы, советника налоговой службы III ранга Валерия Бурдова «Налог как стимул производства» (№ 48 от 22.03.06), с нашей точки зрения, заслуживает самого пристального внимания. Многолетний опыт работы в кредитной, бюджетной и промышленной сферах отечественной экономики позволяет нам дать оценку предлагаемой автором системы налогообложения.

Прежде всего следует отметить, что последние изменения в Налоговом кодексе РФ улучшили логику этого важного закона и устранили в нем ряд внутренних противоречий (в первую очередь в терминах). Однако в целом реформа не улучшила, а скорее ухудшила влияние налогового законодательства на экономический потенциал страны.

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса налогоплательщики столкнулись с рядом проблем, в частности с разделением расходов на прямые и косвенные, а также с определением суммы расходов на производство и реализацию (статья 318). Выполнение требований этой статьи в свою очередь существенно влияет на порядок оценки незавершенного производства и определение налогооблагаемой базы.

В результате принятое разделение расходов на прямые и косвенные вступает в противоречие с бухгалтерским учетом. Что, по нашему мнению, не совсем оправданно и позволяет существенно менять налогооблагаемую базу.

Но это лишь один из примеров, говорящих о несовершенстве налогового законодательства. Существующая система налогообложения прибыли действительно не стимулирует производство и рост его эффективности.

Налоговый и бухгалтерский учет не должны противоречить друг другу. Во всяком случае столь явно, как в настоящее время. Необходимы единые методические подходы к результатам финансово-хозяйственной деятельности. В частности, размер налогооблагаемой базы, определенной по Налоговому кодексу для исчисления налога на прибыль, не может быть ниже, чем по данным бухгалтерского учета. Классификация расходов на производство, выполнение работ и оказание услуг по налоговому, бухгалтерскому и управленческому учету должна быть унифицирована, что значительно повысит качество расчетов.

Еще более важным является отрицательное влияние на экономику налога на добавленную стоимость (НДС). Громоздкий бухгалтерский учет, сложность отслеживания коммерческих сделок в случаях экспортных поставок (в том числе упомянутый В. Бурдовым фиктивный экспорт) — вот наиболее явно выраженные недостатки этого налога.

Предлагаемый В. Бурдовым налог на оптовую поставку в размере 5% выглядит привлекательно. С одной стороны, резко упрощается учет, с другой — появляется более надежный источник пополнения бюджета. Ведь уменьшить этот налог или уклониться от его уплаты будет гораздо сложнее.

Однако подойти к расчету и применению этого показателя нужно очень внимательно. Навскидку можно предположить, что необходимо будет учитывать влияние трудоемкости, наукоемкости и материалоемкости при расчете этого норматива. В разных отраслях должен быть разный подход при расчете размеров налога на оптовую поставку. Отдавать на откуп территориальным структурам полномочия устанавливать размер налога нам представляется не совсем правильным.

Ведущие институты (с привлечением в необходимых случаях специалистов) должны тщательно проанализировать структуру затрат по отраслям и их влияние на формирование оптовой цены — для того чтобы определить верхний предел налога и экономическую целесообразность его введения.

При внесении любых изменений в действующее налоговое законодательство необходимо учитывать, что это именно та отрасль права, которая может служить как инструментом прогресса, так и тормозом в развитии отечественной экономики. Интенсивная законотворческая деятельность — это может быть и неплохо, но кто подсчитал убытки бюджета и бизнеса, например, только от новаций в налоговом законодательстве по акцизам?

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100