Экономика

Продавцы счастья, или Как не стать жертвой рекламы

12:27:03, 30 мая 2006
Продавцы счастья, или Как не стать жертвой рекламы
Бесплатный сыр бывает... Поговорка эта уже набила оскомину, но в течение последних лет десяти-пятнадцати она в нашей стране более чем актуальна. Людям постоянно предлагают что-нибудь на халяву. Хотите на чемпионат футбола за бугор? Соберите штук «дцать» пробок от пива, и поездка вам обеспечена. А если хотите навороченный музыкальный центр, то вам непременно надо начать курить, так как только логотипы с пачек дорогих элитных сигарет помогут это достичь.

Еще один способ облегчить кошельки и без того не богатых россиян - давно заполонившая теле-, радиоэфиры, полосы газет и журналов реклама. Этот двигатель торговли уже порядком всем надоел, но без него никуда. К тому же вряд ли фирмы и компании выбрасывали бы такие деньжищи, если бы не было должного эффекта.

Для справки: 30 секунд эфирного времени в прайм-тайм на федеральных каналах, таких как ОРТ, НТВ, Россия, стоит плюс-минус 100 тысяч рублей. С учетом количества рекламных роликов в день, в неделю, в месяц наценка за определенное место в рекламном блоке и т.д. и т.п. бюджет рекламной компании одной фирмы может исчисляться десятками, а иногда сотнями миллионов рублей, и это, несмотря на значительные скидки, предоставляемые телеканалами.

А достигается эффект достаточно легко и элегантно. К примеру, в рекламе говорится, что некий сок не содержит нитратов и искусственных красителей, а в некоей косметической продукции нет спирта и солей алюминия. И первое, и второе, ясное дело, не приносит пользы. Перечисляется вся негативная информация, при этом скромненько умалчивается, что нет этого не потому что вредно, а потому, что этого просто не может быть или же в этом нет никакой необходимости. С таким же успехом можно заявить, что в соке нет цианида, а в лосьоне для лица серной кислоты. Словом, простая психология: если в продукте нет вредных веществ, да еще имеются все необходимые на него лицензии, то именно его и надо покупать. Эту наживку наши люди и заглатывают.

Но самая, пожалуй, агрессивная - реклама всевозможных медикаментов и биологически активных добавок (БАД). Что касается последних, то их зачастую преподносят как панацею от всех болячек, и на это в большинстве своем клюют старики. Слушая и видя, как пожилые люди в качестве героев рекламных роликов рассказывают, каким чудесным образом избавились от болей в сердце, простатита, радикулита, катаракты, невольно задаешься вопросом: господа производители и рекламщики, сколько можно людей дурить? Ну, не является лекарством БАД! И лечить не может.

Комментарии по поводу этих препаратов нам давали и Главный диетолог города, и представитель Роспотребнадзора. Все они говорили о том, что БАДы - не лекарства, а перед тем, как их принимать, надо консультироваться с врачом. Но приходится вновь вернуться к этой теме.

В редакцию обратилась женщина, у которой пожилая мать наслушалась по радио рекламы некоего препарата под названием «Имовин» и решила, что это именно то, что ей надо. У старушки глаукома, катаракта, в общем, целый букет заболеваний, присущий возрасту, - 77 лет. А «Имовин», следуя из рекламы, чуть ли не единственное средство, которое позволяет избавиться от заболеваний глаз, не прибегая к операции. Бабушка позвонила по телефону, указанному в рекламном ролике, и там ей рассказали, какое это чудесное средство, и пообещали привезти его прямо на дом. Она заказала, приехал молодой человек и добавил «лапши на уши». В итоге семья лишилась 37 тысяч рублей. Старушка отдала все сбережения, приготовленные на похороны и операцию.

- Если бы я была дома, - рассказывает Лариса, дочь пожилой женщины, - то никогда бы этого не допустила. А так ей забили голову, в результате ни денег, ни лечения. «Имовин» - всего лишь биодобавка.

Лариса попыталась выяснить, что за фирма продает чудо-средство. Оказалось, что распространяет БАД в Питере ООО «Пронор», а производитель - компания «Новый Камелот», которая находится в Ростове-на-Дону. Ей даже удалось выяснить, что зарегистрирован «Пронор» на Садовой улице в доме 12, но там она ничего похожего на офис не нашла. Женщина попыталась вернуть деньги, но сначала её фактически послали. Правда, потом предложили вариант: мы вам половину стоимости выплатим долями в течение четырех недель, а вы возвращаете наши баночки. Лариса обратилась в правоохранительные органы, но там за это дело даже не стали браться: признаков мошенничества нет, а деньги вы сами отдали. Фактически они правы. Привлечь к ответственности такие организации не то, что непросто, а практически невозможно.

Заряженные таблетки

У нас в Питере людей, клюнувших на рекламу «Имовина», не так уж и мало. И, как говорилось выше, все они пожилые. Один мужчина, обжегшись на этом препарате, даже сайт открыл, чтобы людей предупредить. Кстати, там немало откликов на этот «Имовин». К примеру, пишет Ирина: «Люди, никогда не покупайте ничего в ООО «Пронор», там продают «удивительные таблетки» «Имовин», «Кардиобаланс», «Чернику»: для зрения, сердца и вообще для здоровья. Стоят бешеных денег. Но не помогают они, даже сотрудники фирмы смеются над клиентами, которые эту «туфту» покупают (сама слышала, так что цитирую). А между тем, покупают в основном пенсионеры, которым очень тяжело собрать ту сумму, которую за них просят. И если вы уж сделаете эту ошибку и позвоните к ним, вам просто насильно втюхают еще массу ненужных вещей. Поэтому, люди, не будьте «лохами» (цитата из разговоров сотрудников ООО Пронор)». И еще отзыв, пишет Ольга: «Пожалуйста, даже не звоните в эту организацию, и не позволяйте своим родителям-пенсионерам делать это. Продав вам одно средство, они будут втирать вам еще и еще, а все по бешеной цене. Сходите лучше к хорошему врачу, чем платить по пять тысяч за лекарство. Вам пообещают исцеление от ног до головы и будут угрожать, что если вы не купите их лекарства, то вас неминуемо ждет инфаркт и инсульт!!!».

Итак, что собой представляет «Имовин»? Это целая серия препаратов, которые продаются под разными номерами. К примеру, «Имовин N 212», «Имовин N 304». В его состав входят: шалфей обыкновенный, трава мелиссы, лактоза, микроскопическая целлюлоза, дистиллированная вода. Старики за этот препарат отдают, как уже было сказано, бешеные деньги, кто-то 5 тысяч, кто-то 12, а кто-то, как мать Ларисы, - 37. Всего ничего для рабочего класса. Правда, на сайте производителя компании «Новый Камелот» цена совершенно иная - 470 рублей. Там же на сайте размещен список заболеваний, при которых рекомендуется «Имовин». Вот только несколько позиций: при онкологических заболеваниях, экземе, катаракте, псориазе, наркомании и даже СПИДе. Воистину чудо-средство. За счет чего достигается такой эффект? Об этом мы решили узнать в самой фирме «Пронор».

Представившись внучкой больной бабушки, рассказав об ужасах её положения (резкое ухудшение зрения, катаракта, грозит операция, а она боится), прикинувшись, как говорят в народе, валенком, ничего не понимающим в медицине, автор этих строк узнала следующую информацию: «Имовин» - альтернатива операции. Это энергоинформационный препарат нового поколения, который обрабатывается на квантовом генераторе, где заряжается торсионным полем. Что сие значит? После обработки этим полем таблетки несут в себе определенную информацию. В случае с моей бабушкой препарат, грубо говоря, «будет знать», что надо лечить катаракту (во завернули... а-ля Алан Чумак).

Для справки. Существование торсионных полей подтверждено экспериментально. Есть генераторы этих полей и опытные энергетические установки. Использование этой технологии позволяет менять свойства материальных объектов, например, металлов и их сплавов. Ученые считают, что одно из очень перспективных направлений такой технологии - поиск полезных ископаемых и разработка средств защиты от различного рода опасных излучений. Что касается воздействия торсионных полей на организм человека, то оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Кстати, специалисты-офтальмологи вообще не слышали про такой препарат. В частности, в городском диагностическом глазном центре N 7 сказали, что никогда не применяли подобный препарат для лечения, не знают его состава, свойств и технологии, по которой он изготовлен. Кроме того, понятие «катаракта» настолько обширно, что говорить о каком-то одном способе лечения просто невозможно. В каждом случае необходим индивидуальный подход.

В разговоре со мной специалист «Пронора» (как потом выяснилось, не медик, а биолог) была достаточно осторожна и рекомендовала, чтобы к ним обратилась бабушка сама, дабы получить больше информации о её болезни. Здесь закралось подозрение, что надо это лишь для того, чтобы запудрить мозги старой женщине, так как с более молодыми этот номер может и не пройти. Попыталась напроситься в офис фирмы, но было сказано, что это невозможно сделать, так как офис находится на территории охраняемого фармацевтического склада. Что касается получения препарата - только курьерская доставка, что, между прочим, незаконно.

И еще, за всё время разговора, специалист ни разу не сказала, что «Имовин» - биологически активная добавка. Звучали слова: «таблетки», «капсулы», «препарат», «лекарство», но «БАД» не было сказано.

Ненадлежащий и опасный

Напоследок интересуюсь, есть ли лицензия на этот препарат. Ответ был безапелляционный - да. Полезла в Интернет проверять и нашла-таки лицензию, а заодно и очень интересные документы Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Оказывается, в прошлом году лицензии на производство и распространение «Имовина» просто не существовало. Реклама на телевидении этого препарата была признана ненадлежащей, и её настоятельно рекомендовали убрать из эфира: «Поскольку телеканалы способны прекратить дальнейшее распространение ненадлежащей рекламы, им выданы предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Дальше - больше. «Имовин» попал в «черный список» оперативной справочно-информационной системы (СИС) «Фармконтроль» (эта служба занимается информированием населения о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах по базам данных Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития). Там «Имовин» находится в разделе «Опасные БАДы».

Возникает вопрос: почему препарат, не имеющий лицензии, по-прежнему рекламируется в СМИ и продается? Дело в том, что производитель «Новый Камелот» подсуетился и зарегистрировал «Имовин». Только вот в лицензии ничего не сказано ни про катаракту, ни про торсионные поля, а значится следующее: «Биологически активная добавка к пище. Область применения - для реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника флавоноидов». О последнем известно следующее: «Флавоноиды широко распространены в растительном мире. В той или иной степени обладают антиоксидантными свойствами».

Еще один вопрос: почему службы, призванные контролировать и наводить порядок в области фармацевтического рынка и рынка рекламы ничего не делают, чтобы пресечь этот обман? В конце апреля была пресс-конференция руководителя территориального управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ТУ ФАС) Олега Коломийченко и президента общественного совета по рекламе Петербурга и Ленинградской области Сергея Пилатова. Обсуждали недобросовестную конкуренцию и рекламу. Тогда эти уважаемые господа, по сути, расписались в своей беспомощности. Оказывается, бороться с жуликами очень сложно, их просто не найти. Кроме того, жалоб от людей не поступает (что звучит странно), да и эксперты в этих вопросах тоже молчат. В общем, граждане, обиженные и обманутые, придется вам своими силами искать правду. А тем, кто еще не попал на приманку рекламы, совет - думайте, прежде чем обращаться в сомнительные конторы и покупать за огромные деньги непонятные товары.

Лиана Растегина

Полный текст материала читайте в номере газеты «Ваш Тайный Советник» за 29 мая.

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100