Экономика

Нужны ли китайцам «Зубры»?

10:22:05, 07 июля 2006
Нужны ли китайцам «Зубры»?
Китайская сторона затягивает решение вопроса о поставке Россией в Поднебесную военных десантных кораблей «Зубр». Об этом корреспонденту "Фонтанки" сообщил информированный источник в области российского судостроения, попросивший не называть его имени.

В СМИ неоднократно писалось, что ФГУП «Рособоронэкспорт» в марте-апреле 2006 года должно было возобновить переговоры с Китаем о поставке десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр», строительством которых имеет все шансы заняться питерское ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз». Однако корреспонденту "Фонтанки" стало известно, что переговоры до сих пор даже не начинались, к ним все еще готовятся.

Переговоры о покупке китайцами «Зубров» велись, начиная с 2003 года, когда на «Алмазе» побывало несколько делегаций из этой страны. Китайская сторона говорила о возможности приобретения двух кораблей. Еще два они планировали построить уже у себя, - с помощью российских специалистов и из наших же комплектующих. Однако на сегодняшний день от Китайской стороны нет даже заявки, поэтому планирующиеся переговоры нельзя даже назвать предконтрактными. Как "Фонтанке" сообщил все тот же информированный источник, китайцы объясняют такую задержку отсутствием времени, потому что они занимаются приемкой других объектов питерского «морского производства» - из Адмиралтейских верфей, Северной верфи и т.д.

Между тем, по оценкам экспертов, строительство двух «Зубров» займет порядка 80% производственных мощностей «Алмаза», позволив привлечь новые рабочие места и заплатить не маленькие налоги в городской бюджет. Стоимость одного военно-десантного корабля оценивается в 60 млн долларов. Когда его продавали Греции в 2000-2004 годах (тогда «Алмаз» построил три таких судна) он стоил порядка 50 млн долларов, но за это время в России выросли цены на комплектующие, энергоносители и т.д. Кстати, военно-техническое сотрудничество России с Грецией сейчас находится практически на нуле, по крайней мере, в морской отрасли. Связано это, по мнению специалистов, с приходом в 2003 году в Греции к власти «проамериканского» правительства. Следующие выборы в этой стране грядут в 2007 году. Если качественный состав властьимущих там поменяется, повернувшись лицом к России, поставки военно-морского флота туда, скорее всего, возобновятся.

Пока же все надежды наших, в том числе питерских, «морских» производителей – на Китай. И борьба за экспортные военные контракты ведется между ними очень жесткая. Например, немало писалось о том, что на строительство того же «Зубра» претендует, помимо ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», и ФГУП «Хабаровский судостроительный завод». Кого выберет «Рособоронэкспорт» - пока вопрос. С одной стороны, в Хабаровске «Зубры» никогда не строили, хотя технически, уверены судостроители, там есть такая возможность. С другой стороны – Хабаровск гораздо ближе к Китаю, что позволяет значительно сократить транспортные издержки.

Однако в любом случае, на «Алмазе» надеются, что ясность по «китайскому вопросу» будет внесена уже этой осенью.

Помимо надежд на «Зубр», в следующем году «Алмаз» должен передать погранслужбе ФСБ РФ десятый в серии сторожевой катер «Светляк», а осенью 2006 года - головной катер береговой охраны «Соболь». При строительстве этого судна общей стоимостью порядка 250 млн рублей применены, по словам специалистов-судостроителей, последние технические достижения. Например, у него есть так называемая автоматическая система интерцептеров, которая снижает качку корабля и увеличивает его скорость до 50 узлов, что очень много для патрульного катера. При его водоизмещении и небольшой длине – это очень хорошие параметры, позволяющие вести огонь при любом волнении, до 4-х баллов. «Соболь» сейчас активно продвигают на экспорт. Может быть, в этом году его удастся продать в одну из зарубежных стран. Правда, в «Алмазе» отказались сообщить, куда именно.

Справка:

Проект корабля «Зубр» разработан ЦМКБ «Алмаз». Десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (по классификации НАТО – «Поморник») развивает скорость свыше 60 узлов. Полное водоизмещение - 540 т, длина - 57 м, ширина - 22,5 м. Может перевозить до 500 человек десанта, или восемь боевых машин пехоты, или три танка по 50 тонн. Вооружен двумя пусковыми установками МС-227 с боезапасом из 66 реактивных снарядов и двумя артиллерийскими установками АК-630М (скорострельность до 5 тыс. выстрелов в минуту).

Наталия Веденеева,
Фонтанка.ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100