Экономика

Интернет в Петербурге: монополист начинает и выигрывает

14:47:38, 15 декабря 2006
14 декабря комиссия антимонопольной службы рассматривала дело «петербургского интернета» – оценивала законность и обоснованность введения с 1 июля платы для провайдеров за прием городских звонков абонентов. Это якобы привело к повышению тарифов в 1,5 – 10 раз, а также явно повысило доходы ОАО «Северо-Западный Телеком» и укрепило его монопольное положение на рынке.

Как уже писала «Фонтанка», с 1 июля 2006 года для провайдеров, предоставляющих доступ dial-up (по телефонной линии через модем), ввели плату за так называемое инициирование вызова. За каждую минуту, которую пользователь провел в интернете, провайдер обязан был отдать телефонному оператору 18 копеек (10,8 рублей в час).

Клиент все стерпит

Провайдеры сразу же отыгрались на клиентах. Некоторые (например, «Петерлинк», WPlus, «ЛАНК» и др.) добросовестно исполнили взятые на себя обязательства – уже проданные карточки можно было использовать в полном объеме. Другие – заявили об одностороннем изменении договоров (это прямо запрещено законом) и повысили цены. Например, один из крупнейших операторов рынка ООО «СЦС «Совинтел» (торговые марки Golden Telecom, ROL) принудительно перевел клиентов на новые тарифы, аннулировав взятые на себя обязательства и игнорируя письменные претензии клиентов. Юрист компании Юлия Саламатина считает такую политику законной и обоснованной – по ее словам с 1 июля отчисления в пользу ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) возросли в шесть раз и достигают 43 копеек за минуту работы пользователя в сети Интернет (плата зависит от количества узлов, через которые вызов конечного абонента проходит до модемного пула провайдера). Конечно, можно понять оператора. Но бизнес – всегда риск.

Как изменилась ситуация на рынке из-за введения новой платы – до конца пока не проанализировано. Отдельные эксперты заявляют о повышении цен на коммутируемый доступ в 1,5 – 10 раза. Цифры страшные, но частично обоснованные: по некоторым тарифным планам (когда пользователь покупал «безлимитку») стоимость часа доступа снижалась до одного рубля в час, а значит введение «коммутируемой надбавки» почти в 11 рублей автоматически приводило к десятикратному повышению цены. А представители самого ОАО «Северо-Западный Телеком» заявили, что некоторые провайдеры либо использовали новость для необоснованного повышения тарифа, либо прежние цены были демпинговыми.

Плата за подключение к интернету у операторов сотовых сетей составляет 2 – 7 рублей за мегабайт. При этом мы получаем скорость в 3,5 – 4 раза выше, чем по dial up-соединению. В среднем за час нормальной связи «по-старинке», то есть по обычному телефону, человек скачивает 10 мегабайт информации. Получается, по мобильному телефону интернет может быть дешевле, надежнее, быстрее и... мобильнее.

Пишите Шура, пишите

Один из пользователей – простая петербурженка Ш (фамилию не публикуем по ее просьбе) – в сентябре отправила письмо в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФАС). Заявительница упрекнула СЗТ в «явном злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке услуг фиксированной связи, а также положением естественного монополиста: введение тарифа фактически приводит к трехкратному увеличению доходов ОАО «Северо-Западный Телеком»: либо он будет получать дополнительную выручку от провайдеров, либо его собственные услуги благодаря вынужденному повышению цен конкурентами несправедливо окажутся более привлекательному, либо общее повышение цен вынудит граждан подключать у того же СЗТ услугу ADSL».

Письмо гражданки Ш стало одним из поводов для возбуждения УФАС дела по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный Телеком» антимонопольного законодательства при изменении порядка взаиморасчетов с интернет-провайдерами. Большинство юридических доводов о незаконности действий телефонного монополиста, указанных в октябрьском определение антимонопольного органа, «Фонтанка» изложила еще в июле.

Следить будем строго

14 декабря комиссия УФАС под председательством первого заместителя руководителя управления Юрия Матыцына приступила к рассмотрению спорного вопроса. Присутствие журналиста «Фонтанки» удивило участников мероприятия, но председатель принял жесткое решение о проведении открытых слушаний.

Позиция представителей СЗТ умиляет: мы тут сами чуть ли ни в убытках. Вот правительство России поменяло правила игры на рынке взаимодействия операторов, ввело понятие «инициирование вызова», за которое надо платить. Причем почему-то платит не тот оператор, абонент которого набирает номер (то есть инициирует вызов), а наоборот – получатель оного звонка (на языке связистов – завершение вызова). То есть когда абонент, например, «ПетерСтара» звонит на модемный пул СЗТ, последний перечисляет те же 18 копеек альтернативному оператору.

По словам начальника отдела по работе с операторами связи ОАО «Северо-Западный Телеком» Наталии Артемовой, действующий тариф в 18 копеек находится на уровне бухгалтерской себестоимости услуги. Максимальный допустимый уровень цен для Санкт-Петербурга был установлен 19 июня (то есть за 12 дней до введения платы) Федеральной службой по надзору в сфере связи (Россвязьнадзором) и в шесть раз (!) ниже того тарифа, который запрашивал сам оператор. «То есть будет еще хуже?» – возмутился председатель комиссии.

Бои без правил

Обвинение в недобросовестной конкуренции СЗТ также отвергает, так как после 1 июля повысило свои цены на dial-up. Но представители телефонной компании уклонились от ответа на другой вопрос – как введение межоператорского тарифа отразилось на подключениях к ADSL. А выводы можно делать, исходя из уже опубликованных агентством «Прайм-ТАСС» цифр – прирост пользователей ADSL за III квартал 2006 года ставил около 30 тысяч абонентов, тогда как за первые десять месяцев года подключили в сумме 40 тысяч.
Эти вопросы еще комиссия пока не прояснила, отложив заседание на март. От монополиста потребуют новые доказательства.

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру

PS. Когда писался этот материал «подлег» один из внешних каналов СЗТ, что лишило всех пользователей ADSL доступа к многим сайтам (в том числе на «Фонтанку»). При этом через другие точки подключения сервера успешно работали. Только через несколько часов после того, как журналист «Фонтанки» сообщил о проблеме в службу поддержки, инженеры начали принимать меры.

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100