Экономика

Летний экзамену железнодорожников

21:42:05, 03 июня 2007

Наступило лето – сезон отпусков. В преддверии этого события в воскресенье, 27 мая, железные дороги перешли на летнее расписание. С чего начинается путешествие?
С момента, когда человек входит в салон самолета, в вагон поезда или ступает на трап теплохода.
Наши корреспонденты Михаил РУТМАН и Надежда КОНОВАЛОВА пригласили на «круглый стол» железнодорожников: заместителя начальника Октябрьской железной дороги (ОЖД) Олега НИКИТИНА, начальника дирекции пригородных перевозок «Транском» Виталия ГРИГОРЬЕВА, начальника Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Владислава ПОКРОВОВА, начальника отдела организации питания и сервисных услуг Константина ПИСКАРЕВА, и. о. первого заместителя начальника пассажирской службы ОЖД Александра ГОРДИНА и заместителя начальника Санкт-Петербургского железнодорожного агентства Марину ДМИТРИЕВУ.

– Главный вопрос, который волнует читателей: как подготовилась Октябрьская дорога к летнему пассажирскому буму?

Никитин: – В 2007 году мы ожидаем прирост пассажиров в поездах дальнего следования на 4,5%, в пригородных – на 1%. Наша задача – обеспечить людям безопасность, комфорт и возрастающие требования. Дорога имеет достаточный парк подвижного состава. В этом году на его капитальный ремонт израсходован почти 1 млрд рублей (на 30% больше, чем в прошлом). Закупаем мы и новые вагоны, более комфортные и удобные для пассажиров. Тверской «Трансмашхолдинг» делает вагоны, технические параметры которых обеспечивают плавность хода, в вагоне меньше шума, который раздражает пассажиров.

Мы получаем 7 новых электропоездов и 94 секции, изготовленные на Торжокском заводе. Программа ремонта подвижного состава для пригородного сообщения выполнена полностью, и пассажиры, наверное, заметили, что разбитых электричек уже нет. К сожалению, новые и отремонтированные вагоны часто разбивают вандалы, и тогда приходится вагоны снимать с маршрута и вновь ремонтировать.

Планируем пустить поезд-электродизель сдвоенной системы. После испытаний он будет ходить на Большую Приморку (там часть линии электрифицирована, а часть – нет), и тогда людям не надо будет делать дополнительную пересадку. Продолжаем получать также двух- и трехвагонные рельсовые автобусы, которые уже курсируют на нашей дороге.

Однако лето – время ремонта путей, а потому перерывы в движении (так называемые окна), к сожалению, будут. Главный ход дороги – московское направление – находится на реконструкции под скоростное движение, здесь и планируется больше всего окон. Наша задача – заблаговременно информировать население об отменах. Пассажир должен знать, в какое время и в какие дни недели он может уехать, а не сидеть часами на вокзале в ожидании электрички. Мы хорошо понимаем, что имидж нашей компании создают пассажирские перевозки. Поэтому мы стараемся кардинально улучшить качество работы пассажирского комплекса.

– Чтобы войти в вагон, нужна платформа. Именно на их состояние приходит много жалоб. К примеру, три года садоводы станции Пупышево ломали руки-ноги (о чем писала наша газета). Только недавно ремонт платформы был наконец закончен. Когда же подойдет очередь других станций?

Никитин: – Все жалобы, которые нам поступают, анализируются. И, если требуется мелкий, но срочный ремонт, его делает дирекция пригородных перевозок. По капитальному ремонту так называемых пассажирских обустройств разработан график. Так, в прошлом году привели в порядок все платформы главного хода. На эти цели израсходовано 130 млн рублей, в этом году выделяется 205 млн рублей. В планах – Приозерский ход, дороги на Павловск и Петергоф. Полностью все обустройства будут обновляться на тех станциях, где будут установлены турникеты. Хочу привести один пример. До их внедрения в Купчине за проезд платили 17% пассажиров, а 83% ездили без билетов. Подчеркиваю: не бесплатно, а без билетов. Платили при этом в карман ревизорам, псевдоревизорам и лжеревизорам.

Пока контролеры-ревизоры сохранятся. На Витебском направлении мы провели тендер, и компания, которая его выиграла, занимается ревизией. В этой фирме – другие условия работы и высокая зарплата (чего мы не могли предложить). И теперь ревизоры работают честно. Безусловно, на этом направлении безбилетников стало меньше, а выручка возросла в десятки раз.

– Иногда складывается впечатление, что рост доходов происходит не только за счет того, что вы заставляете платить (совершенно справедливо) тех, кто раньше не платил, но и навязывая услуги, в которых большинство не нуждается. Пользуясь своим монопольным положением, железная дорога сокращает количество плацкартных вагонов, купе без услуг и т. д. В итоге малоимущий пассажир становится все более ущемленным в своем конституционном праве на свободное передвижение...

Никитин: – Придется мне ответить на столь серьезное обвинение. РЖД постоянно проводит маркетинговые исследования, и результаты показывают: 48% пассажиров едут в плацкартных вагонах, 13 – 14% – в межобластных вагонах. В итоге более 60% пользуются дешевыми поездами, т. е. для нас – убыточными. Однако наша компания – социально направленная и обязана производить такие перевозки.

– Но как бедному пассажиру бороться с платными услугами? Если человек не хочет (или не может) оплатить набор продуктов питания, цена которого уже включена в стоимость билета?

Пискарев: – С 1 июля в вагонах повышенной комфортности и эконом-класса будет введено горячее питание, в том числе по принципу шведского стола. Уже ведутся переговоры с нашими партнерами, обсуждаем технологические и технические возможности вагонов-ресторанов: насколько они вписываются в нормы, которые предусмотрены «Роспотребнадзором». Если компания сможет предоставить качественное питание пассажирам не в шести вагонах, а только в двух, значит, с остальных будет снята плата за комфортность. И, таким образом, подобное навязывание услуг резко сократится. К примеру, в поезде № 27/28 «Санкт-Петербург – Москва» вагоны повышенной комфортности уже исчезли. Из всего вагонного парка только 18% имеют пока такой статус. И в ближайшее время их может стать еще меньше.

Мы исследуем рынок и формируем составы в зависимости от потребности. Что же касается плацкартных вагонов, то их, конечно, мало. И даже те 63 новых плацкартных вагона, которые дорога скоро получит (оборудованные кондиционерами и биотуалетами), положение не спасут.

– Что появилось нового в графике летних пассажирских перевозок на предстоящий сезон?

Гордин: – График движения поездов на 2007 – 2008 годы фактически остался прежним. В 2006 году ходило 137 пар поездов, в этом году будет 138 – по определенным датам и дням. Из них скорых поездов – 94, пассажирских – 37, скоростных – 4 и почтово-багажных – тоже 4. Изложить на страницах газеты все расписание невозможно, поэтому советую всем потенциальным пассажирам заблаговременно его изучить, чтобы выбрать наиболее подходящий маршрут поездки. И все же для читателей вашей газеты хочу сообщить, что знаменитая «Северная Пальмира» (поезд № 35/36 «Санкт-Петербург – Адлер») не только изменяет маршрут и номер, но и сокращает время в пути. Теперь он будет обходить Москву через станцию Николаевка. Из Петербурга он будет отправляться под № 105 в 19.28 и прибывать в Сочи в 12.33, время в пути – 41 час 5 минут вместо 42 часов 36 минут. Из Сочи «Северная Пальмира» будет выходить под № 106 в 16.32 и прибывать в Петербург в 8.54, сократив время в пути на 2 часа 13 минут.

– Скажите, вам не кажется, что в городе стало слишком много коммерческих касс, которые берут за оформление билета дополнительные деньги?

Дмитриева: – В свое время эта система развивалась как услуга приближения касс к людям. Сейчас их работает в городе более 180 в разных районах. Коммерсанты за свои деньги оборудуют помещение, оплачивают все системы связи, обслуживание терминального оборудования, работу кассиров. Сами они и устанавливают сборы за оказанные услуги.

Без дополнительного комиссионного сбора билет можно оформить в наших кассах, они работают ежедневно с 8.00 до 20.00. Продаем билеты за 45 суток до отправления. Можно заказать их с доставкой на дом или по месту работы либо забрать потом лично. Теперь билет можно заказать и через Интернет, но выкупать все равно придется у нас. Проездные документы можно оплачивать банковскими картами.

– Самая молодая структура на ОЖД – Северо-Западная региональная дирекция железнодорожных вокзалов. Чем она будет заниматься?

Покровов: – Цель создания нашей дирекции, как и у всех подразделений компании, – подойти ближе к нашему клиенту, т. е. пассажиру: улучшить качество услуг, оказываемых на вокзалах, обеспечить их экономическую составляющую. Сегодня все вокзалы города фактически сданы в аренду, но поступления от аренды покрывают лишь одну пятую часть от суммы, необходимой на их содержание.

Что касается аренды, то на тот период компания «Форум» фактически спасла вокзалы, за что ей надо сказать спасибо. И сегодня они выгодно отличаются от вокзалов Москвы (в том числе и от Ленинградского – об этом и ваша газета писала). Однако мы должны не только сохранить то, что сделано, но и приблизить наши вокзалы (являющиеся, кстати, архитектурными памятниками) к мировым стандартам.

– Пригородные перевозки многие годы не устраивают пассажиров, а для железнодорожников от них одни убытки. Изменится ли ситуация к лучшему?

Григорьев: – Ситуация уже меняется. И пассажиры это замечают. Не буду перечислять, что сделано и что планируется. Летом количество пассажиров в пригородных поездах увеличивается в 2,5 раза. Как только установилась теплая погода, мы начали увеличивать количество поездов – и фактически уже в мае перешли на летнее расписание. Однако в связи с большим ремонтом инфраструктуры график движения чуть сократился: по рабочим дням было 363 пары поездов, а в этом году – 358. По выходным ходила 391 пара, а ходит 385. Мы делаем все, что можем, и по просьбе пассажиров продлили маршрут скоростной электрички до Кузнечного. А по всем вопросам, касающимся пригородного сообщения, можно звонить по бесплатному телефону 768-79-00 с 8.00 до 20.00.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100