Экономика

Государству предложили наливать аэропортам из одной бочки

15:22:15, 31 июля 2007

Торговый дом "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП), контролирующий одну пятую рынка авиационного керосина, предложил Министерству транспорта России создать Российскую авиатопливную компанию.

В нее ТОАП предлагает включить все государственные аэропортовые топливозаправочные комплексы (ТЗК). Мотивировка: многие ТЗК стали в аэропортах монополистами. Они просто покупают топливо на оптовом рынке и перепродают авиакомпаниям по завышенным ценам.

Создание Российской авиатопливной компании (РАТК) позволит снизить цены на государственных ТЗК. Но самое главное: ТЗК начнут под контролем РАТК привлекать инвестиции и вкладывать средства в свою модернизацию.

Ведь 50% хранилищ керосина в аэропортах России, по данным ТОАП, изношены до предела.

ТОАП предлагает взять РАТК под свое крыло. Сейчас ТОАП является одним из крупнейших игроков на рынке авиационного топлива в России. Это полностью частная компания, которая принадлежит Евгению Островскому.

Свою деятельность ТОАП начал в 2001 году с поставок топлива в аэропорт "Домодедово". По итогам 2005 года ТОАП занял 74-е место в списке крупнейших частных компаний России по версии журнала Forbes.

"К нам пока документы с предложениями о создании единой госкомпании не поступали, – сказал dp.ru официальный представитель Министерства транспорта России Тимур Хикматов. – Но мы тоже считаем, что в каждом аэропорту должно быть несколько топливозаправочных комплексов, чтобы авиакомпании могли выбирать, у кого покупать керосин. Монополизм позволяет ТЗК взвинчивать цены. В результате топливо в Москве стоит дороже, чем в Европе.

Проблема высокой стоимости керосина – одна из основных для российских авиакомпаний, которые обладают устаревшим парком неэкономичных самолетов. Сейчас средняя цена на керосин в наших аэропортах – $650–700, но в заполярном Норильске она может достигать и $1000. Что, в общем-то, понятно: велики расходы на транспортировку топлива.

Однако цены могут взлетать и в том случае, если в аэропорту всего лишь один ТЗК. Например, в июне этого года ОАО "Аэропорт Кольцово" (Екатеринбург) перечислил в доход государству незаконно полученную прибыль в размере 17 млн руб. Местный орган Федеральной антимонопольной службы доказал в суде, что ТЗК аэропорта установило зимой 2006–2007 годов монопольно высокие цены на керосин в размере $1000.

Конкуренция реально помогает снизить цены на топливо. По словам Анастасии Матюшиной, представителя группы компании "Аэрофьюэлз", занимающейся поставками керосина и заправкой самолетов, именно так получилось в аэропорту Иркутска. Когда ее компания построила там альтернативный ТЗК, цены на топливо упали на 10%.

Правда, в группе компаний "Аэрофьюэлз" с прохладой отнеслись к предложениям конкурентов по объединению государственных ТЗК.

"Мы довольно скептически оцениваем инициативу ТД ТОАП, – сказал dp.ru генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов. – На наш взгляд, оперативно объединить разрозненные государственные доли участия в региональных ТЗК не удастся в силу того, что на местах уже сложились мощные лоббистские структуры, которые будут противодействовать любым нововведениям, лишающим их стабильного дохода.

Поэтому единственным возможным вариантом изменения ситуации является строительство альтернативных ТЗК, которые в условиях честной конкуренции и будут создавать условия для снижения цен и затрат. Наша практика работы с 1995 года показывает, что в России работает международный опыт, заключающийся в функционировании в одном аэропорту нескольких альтернативных ТЗК. На сегодняшний день группа компаний "Аэрофьюэлз" в России является единственным владельцем сети из 12 собственных ТЗК и занимается организацией услуг авиатопливообеспечения или непосредственно осуществляет заправку "в крыло" в 20 аэропортах федерального значения от Калининграда до Петропавловска-Камчатский.

Мировой опыт показывает, что снижения расходов на авиатопливо в общей структуре расходов авиакомпаний до 15–25% (озвученные IATA цифры) позволяет добиться именно здоровая конкуренция среди ТЗК. Об этом говорит и наш опыт. То, что в эту сферу сложно привлечь инвестиции, также не соответствует действительности.

За последние 10 лет группой компаний "Аэрофьюэлз" было инвестировано более 1 млрд руб. в модернизацию и строительство новых ТЗК в Иркутске, Уфе, Кемерово, Перми, Барнауле, Благовещенске и Улан-Удэ. Мы только что ввели в эксплуатацию новейший ТЗК в центральном аэропорту Камчатки. Его строительство обошлось в 120 млн руб., однако такой комплекс будет современен и через 25 лет, поскольку при его строительстве были использованы самые передовые российские и зарубежные технологии".

dp.ru

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100