Экономика

Путь на «Пендолино»

00:22:08, 24 октября 2007
Путь на «Пендолино»

Финский БАМ

По обе стороны границы работы ведутся полным ходом. В Финляндии уже построен «спрямленный» 65-километровый двухпутный участок Керава – Лахти, предназначенный для скоростного движения поездов. Он уже пользуется у финнов большой популярностью: существенно сокращается время в пути между Хельсинки и Тампере.

– В итоге пассажиропоток увеличился в два раза, – рассказал директор по инвестициям финских железных дорог Кари Руохонен. – Рассматривается даже вопрос закрытия ряда малых аэродромов, использующихся для местных рейсов. Пассажирам нравятся скоростные железнодорожные маршруты, и они предпочитают этот вид транспорта авиации и даже автомобилям.

Наши люди тоже предпочли бы скоростные поезда обычным, если бы не были такими большими ценовые «ножницы». (Билет до Москвы на «Авроре», ЭР-200 или «Невском экспрессе» обходится в 3 тысячи рублей против 500 в плацкарте обычного поезда.) Впрочем, это уже «из другой оперы», хотя в Суоми, насколько я знаю, такой разницы в стоимости билетов нет.

В этом году финские железнодорожники бросили все силы на реконструкцию 120-километрового участка Куовала – Луумяки: в 2006 году по нему было перевезено 10 млн тонн грузов и 2 млн человек. Следует заметить, что у финнов «главный ход восточного направления» находится в хорошем состоянии, поезда там уже идут со скоростью 140 км в час. Правда, речь идет о пассажирских составах. Товарные в Суоми движутся медленно, типичная их скорость – 35 км в час.

– Наша задача – увеличить скорость не только пассажирских, но и грузовых составов, – пояснил руководитель проекта Хейкки Мяннисте. – Мы должны увеличить нагрузку на ось составов с 22 до 25 тонн, а скорость – до 100 км в час, при этом жители прилегающих населенных пунктов не должны испытывать дискомфорт от шума и вибрации.

Финансирует работы по ту сторону границы финское государство. Их проектная стоимость – 185 млн евро. Для Суоми эта магистраль – настоящая «стройка века»: она является частью Трансевропейской сети и позволяет Финляндии стать удобным транспортным партнером России. Особенно если учитывать тот факт, что ширина колеи у соседа такая же, как и у нас, и не нужно менять вагонные тележки на границе, как делается это в Бресте или в Гродно.

Бронзовый век проводов

На территории России дел невпроворот. Путевое хозяйство изношено больше, чем у соседей. Ремонта и реконструкции требует контактная сеть, подстанции, станционная инфраструктура. На участке Петербург – Выборг мало путепроводов, а одноуровневые переезды и скоростное движение несовместимы. Вот почему проектная стоимость работ на наших участках достигнет, по первоначальным оценкам, 22 млрд рублей (это порядка 628 млн евро против 185 в Финляндии).

Масштабность работ впечатляет: 108 км электрификации, 109 км прокладки вторых путей и новый 64-километровый участок Петяярви – Каменногорск. У нас выбран другой принцип организации транспортных потоков: пассажирское и грузовое движение решено разграничить, иначе интервал движения между поездами будет как в метро. Скоростные экспрессы пойдут по классической трассе через Зеленогорск, Рощино и Выборг, а «товарняки» отправятся по Приозерскому ходу до Соснова, далее по новой трассе на Каменногорск. Отсюда грузовые составы направятся либо в Светогорск, где и пересекут границу с Финляндией, либо в Выборг, чтобы попасть в порты Высоцк и Приморск. Немалая часть работ, кстати, будет связана именно с развитием инфраструктуры этих портов.

– Люди удивляются, почему мы так долго работаем на отрезке Петербург – Кирилловское и мешаем пригородному сообщению, – сказал главный инженер центрального управления капитального строительства ОАО «РЖД» Юрий Андреенко. – Но ведь там нужно не просто заменить платформы для электричек, но и поменять всю контактную сеть: для скоростного движения требуются не медные, а бронзовые провода!

Объем работ продиктован и тем обстоятельством, что на протяжении многих лет на Карельском перешейке практически ничего не строилось и не ремонтировалось. В то же время объем перевозок рос год от года, даже без учета скоростного движения. Идея строительства участка от Соснова до Каменногорска тоже витала в воздухе: до войны была железнодорожная ветка из Соснова в Выборг через населенные пункты, известные ныне как Мичуринское и Вещево. Последние рельсы на участке Вещево – Выборг сняли несколько лет назад и, как видим, зря: необходимость в альтернативной трассе не отпала, и сейчас идет строительство «с нуля» – правда, по измененному маршруту.

По расчетам транспортников, вложения в развитие инфраструктуры окупятся в течение десяти лет. Учтены также и немалые выгоды для бюджета, особенно от портов Высоцк и Приморск. Выскажу надежду, что крупные инвестиции сделают железную дорогу более удобной не только для грузов и VIP-персон, но и для пассажиров электричек и что до Приморска и Светогорска пустят прямые скоростные составы с Финляндского вокзала.

Собственные приоритеты

Ведение работ по реконструкции железных дорог по обе стороны границы иллюстрируют разницу в подходах к экономике в целом. У каждой страны – свои проблемы и приоритеты: если нам важно во что бы то ни стало преодолеть технологический разрыв и обновить оборудование, то финнов больше всего волнуют экологические аспекты высокоскоростной магистрали. В первую очередь они решают задачу, как избежать вибрации от движения грузовых составов.

Именно в эту область направлены основные усилия ученых, инженеров и транспортных строителей Суоми. Есть и ноу-хау: для борьбы с вибрацией вдоль путей вбивают 15-метровые сваи из стали или известняка – эти материалы лучше всего подходят для этих целей. На особо напряженных участках, ближе к Хельсинки, пути укладывают на специальные подушки, а жителям прилегающих кварталов предлагают компенсацию – кому забор установят, кому окна поменяют на шумозащитные. В этой связи вспоминается недавний телесюжет о поволжском городе Сызрань, где люди живут в непосредственной близости от станции – расселять их не спешат, а многие уже привыкли к шуму поездов. Немало таких примеров и в Ленинградской области. Да что далеко ходить – в Петербурге, в районе станции Московская-Сортировочная, жить можно, только имея природный талант не замечать шум.

У нас экологические аспекты строительства стали учитываться лишь недавно. Отрадно, что возведение скоростной трассы Москва – Петербург сопровождается установкой шумозащитных экранов. Хочется верить, что на участках Петербург – Выборг и на подходах к новым портам будет предусмотрена защита не только от шума, но и от возможных аварий с нефтяными составами. Без этого нет уверенности в том, что мы сохраним чистоту Карельского перешейка и Балтики.

Впрочем, как уверяют специалисты, на бумаге все учтено. Остается лишь дождаться практической реализации данных проектов.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100