Экономика

Главное, чтобы были заказы

22:37:05, 22 апреля 2008

Ижорские заводы – целый «город в городе»: самодостаточный, с огромными территориями (800 гектаров). Это мощный комплекс, способный обеспечить развитие топливной энергетики, горнодобывающей и нефтехимической промышленности, металлургии, железнодорожного транспорта, дорожного и портового хозяйства, энергомашиностроительных, энерготехнических и других предприятий.

Лет десять назад ОАО «Ижорские заводы» вошло в состав Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ) – группы машиностроительных компаний с производственными площадками на Урале и в Чехии. В рамках этой группы специализация Ижорских заводов – атомные реакторы и другое оборудование для АЭС, подводных лодок и надводных кораблей. Есть и заказы для нефтеперерабатывающей промышленности: сегодня их около 70% от общего числа заказов. Среди стран, в которые производятся поставки, – Иран, Китай и Индия, активно развивающие атомную энергетику. Что касается РФ, здесь такие заказы связаны с «Росатомом» и федеральной целевой программой развития атомной энергетики.

Исполнительный директор Ижорских заводов Александр Шарапов сетует, что заказов из-за рубежа не в пример больше. Вот, например, монументальных размеров транспортный шлюз для атомной электростанции: огромный, первый подобный в истории завода. Собирают его по заказу индийской стороны.

Конечно, есть работы и для России, например, над оборудованием для Нововоронежской АЭС-2 – пилотным проектом федеральной целевой программы развития атомной энергетики. В эксплуатацию первый энергоблок этой станции планируют ввести в 2012 году, второй – в 2013 году.

Напомним, что федеральная целевая программа, разработанная на срок до 2015 года, предполагает пуск 20 атомных энергоблоков. С момента начала строительства и до окончательного пуска так называемого длинноциклового реактора должно пройти пять лет: сначала производят необходимое реакторное оборудование, а затем в течение двух лет его монтируют на новой станции.

Кстати, в ближайшее время в Сосновом Бору также должна быть запущена новая атомная электростанция. Как уже сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», две очереди ЛАЭС-2 планируется запустить в 2012 и 2013 году, соответственно. Однако уже второй квартал 2008 года, а контракт с Ижорскими заводами до сих пор не подписан. Время идет, запустить реактор в срок (за пять лет) уже не получается, а значит, под вопрос поставлено исполнение федеральной программы.

Не вполне ясно, кто виноват в этих проблемах: завод, заказчик или, быть может, Минфин (по информации пресс-службы Ижорских заводов, с финансированием программы есть сложности). Но так или иначе, а мощностей завода хватит на то, чтобы в течение каждого года поставлять два полноценных комплекта оборудования для АЭС.

«У нас есть возможность выпускать и по четыре энергоблока в год, – утверждает генеральный директор Ижорских заводов Виктор Шевченко. – Но на данный момент у нас есть заказы в среднем на полтора блока в год. А ведь на нас смотрит весь мир: как мы работаем и по атомному производству, и по поставкам для машиностроения».

На предприятии разрабатывают и производят транспортные энергетические установки на ядерном топливе: реакторы для атомных подводных лодок и ледоколов. Так, на большинстве атомных подводных лодок Северного флота стоят именно ижорские реакторы. Кстати, на погибшем «Курске» также стояли реакторы с берегов Ижоры. Так вышло, что их надежность была испытана в ходе катастрофы: даже после чудовищного взрыва в носовом отсеке подлодки реакторы не разгерметизировались и радиационного загрязнения Мирового океана не произошло.

Работают Ижорские заводы и над заказом для комплекса глубокой переработки нефти, строящегося в Нижнекамске. Уже завершен комплекс испытаний первой штатной обечайки для будущего химического реактора (обечайка – это огромное кованое кольцо высотой до трех метров и весом до 300 тонн, основная часть реактора; фактически его оболочка). Химические реакторы для Нижнекамска будут уникальными: оборудование таких габаритов и столь внушительных весовых характеристик в сочетании со свойствами металла на Ижорских заводах еще не производилось. Готовы оба реактора должны быть в 2009 году.

Отдельное подразделение Ижорских заводов – экскаваторное производство, где строят огромные карьерные экскаваторы. Те самые, что в разобранном виде привозят в десяти товарных вагонах на месторождение и собирают уже непосредственно в карьере. Сейчас завод выпускает экскаваторы с трех-, пяти-, десяти- и двенадцатикубовыми ковшами – в последний спокойно может поместиться легковая машина. Один такой экскаватор стоит более миллиона долларов, на 2008 год заключено уже около 30 контрактов на их поставку.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100