Экономика

ПЭФ несбывшихся надежд

11:50:05, 26 мая 2009
ПЭФ несбывшихся надежд

XII Международный Петербургский экономический форум, который стартует в Петербурге менее чем через 2 недели, не принесет существенных инвестиций в экономику города. Ведь только немногие проекты из ранее громко заявленных с международной трибуны удалось сдвинуть с мертвой точки. Как на деле выполняются меморандумы, подписанные во время предыдущих ПЭФов, выясняла «Фонтанка».

ПЭФ 2006 года отметился стартом сразу двух крупных инфраструктурных городских проектов. Минтранс согласовал Петербургу строительство Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля. Был подписан меморандум о софинансировании строек из трех источников – госбюджета, городской казны и кармана частного инвестора.

ЗСД, как известно, повезло больше. Кризис настиг проект, когда завершали первую очередь. И несмотря на то, что концессионер во главе с «Базэлом» Олега Дерипаски отказался от участия в софинансировании ЗСД, город решил проект не бросать. Федерация поддержала Петербург и выделила на вторую очередь скоростной магистрали 20 миллиардов рублей.

А вот у Орловского тоннеля из-за кризиса дела хуже. Срок реализации проекта дороги под Невой перенесли с 2010 до 2015 года. Эту стройку, как признавали в Смольном, принесли в жертву именно Западному скоростному диаметру. Правительство города посчитало, что деньги нужно вкладывать в проект, который лучше проработан. Планируется, что до начала финансирования Орловского тоннеля из горбюджета ему подыщут концессионера. В комитете по инвестициям говорили, что конкурс по отбору инвестора планируется объявить 3 июля 2009 года. Однако уверенности в том, что это произойдет, до сих пор нет.

Экономический форум 2007 был еще богаче на инвестиционные сделки для Петербурга. За время его работы успели подписать меморандумы о строительстве завода автоконцерна Suzuki, о создании товарно-сырьевой биржи, о развитии порта Усть-Луга, о строительстве курортного квартала «Жар-Птица» на намывных территориях в Ломоносове. В рамках форума торжественно заложили первый камень в фундамент реконструируемой Новой Голландии.

Из пяти заявленных проектов двигаются только два: порт Усть-Луга (как ожидается, грузооборот к 2010 году составит 50 млн тонн в год) и биржа, получившая лицензию в мае 2008 года. Пока объем торгов на ней чисто символический – не превышает 15-20 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц, что составляет 0,3% от внутреннего потребления.

Начало деятельности сырьевой площадки в Петербурге, правда, не обошлось без скандала. В рамках ПЭФ 2008 года руководство сырьевой биржи объявило о том, что организация не нуждается в здании исторической биржи на Стрелке Васильевского острова, откуда переселяют Военно-морской музей. Биржевики подчеркнули, что оно слишком пафосное и не подходит для проведения торгов. В Смольном на эти заявления отреагировали негативно. Вопрос удалось решить только с помощью взаимных уступок: руководство города сменило гнев на милость, когда биржа согласилась принять здание в свое ведение для проведения представительских мероприятий.

Что касается двух менее удачных проектов – строительства завода Suzuki и реконструкции Новой Голландии, то до сих пор не ясно, будут ли они воплощены в жизнь.

Напомним, что сейчас Петербург ищет альтернативные площадки для размещения завода Suzuki, поскольку на выделенном ранее участке было обнаружено залегание порядка 2 млн кубометров торфа. Это повлекло существенное удорожание проекта. Кроме того, инженерная составляющая будущего завода в Шушарах также требует больших вложений. Все это увеличивает стоимость реализации проекта более чем на 1 млрд рублей.

Ситуация вокруг Новой Голландии еще более сложная. Основной инвестор проекта Шалва Чигиринский был отстранен от финансирования стройки, так как задолжал компании «Siber Energy» более 400 миллионов долларов. Появлялась информация, что права на комплекс перешли главному акционеру холдинга Игорю Кесаеву, но слухи не подтвердились. На площадке, оставшейся без инвестора, процесс строительства не движется. Около двух недель назад оттуда вывели большую часть техники.

«На данном этапе развития проекта нам сложная техника не нужна. Мы завершили процесс укрепления фундаментов исторических зданий», - заявили «Фонтанке» в пресс-службе ООО «Новая Голландия». При этом экс-координатор проекта Дмитрий Хайкович сообщил нашему изданию, что проект не развивается. «Он развалился», - безапелляционно заявил бизнесмен.

«Жар-Птица» «улетела» из Ломоносова тоже из-за кризиса. Компания «Оранж», которая выступает девелопером проекта, отказалась от идеи намывных территорий, сократила площадь застройки с 600 га до 50 га и уменьшила объем инвестиций в проект с 5 миллиардов долларов до 250 миллионов долларов. Одними из инвесторов проекта, кстати, решили выступить совладельцы лесопромышленной компании «Илим Палп» братья Зингаревичи. Пока окончательная концепция урезанной «Жар-Птицы» разрабатывается.

ПЭФ 2008 года побил все предыдущие рекорды, стал самым дорогим по стоимости заключенных сделок. Петербургу достались два новых девелоперских проекта. Только московская компания «ПИК» выкупила виртуальный участок земли на намыве в западной части Васильевского острова за 3 миллиарда долларов. Компании достались 63,4 га, на которых она собиралась строить жилье и деловые центры. «Морской фасад» обещает намыть земли в ближайшие 2 года. Но вот будет ли к тому времени существовать «ПИК», пока не ясно. Девелоперская компания погрязла в судах с кредиторами. По данным СМИ, ее долг на конец 2008 года составлял $1,26 млрд. В числе крупнейших кредиторов - Сбербанк (14,2 млрд рублей), Внешэкономбанк ($262 млн), Промсвязьбанк (около $100 млн), ВТБ (2,7 млрд рублей). ВТБ, кстати, 25 мая получил положительное решение суда о взыскании задолженности с компании.

Еще один девелоперский проект, анонсированный в рамках ПЭФ-2008, тоже заметного движения не получил. Речь идет о строительстве жилого комплекса «Петровский арсенал» в Курортном районе Петербурга. Предполагалось, что компания ООО «Сестра Ривер Девелопментс» инвестирует 467 миллионов долларов. Город должен был вывести с территории «Сестрорецкий инструментальный завод» в промзону Конная Лахта.

В январе 2009 года компания представила на Градсовет концепцию развития территории. Но, вопреки ожиданиям, проект городским архитекторам по вкусу не пришелся. Концепт отправили на доработку, и с тех пор о нем ничего не сообщалось.

Мария Могилевская,
«Фонтанка.ру»

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100