Экономика

Поезда для мундиаля ищут в Петербурге

17:27:13, 10 марта 2011
Поезда для мундиаля ищут в Петербурге

Минфин России и Внешэкономбанк обратились в Арбитражный суд Петербурга с требованием оценить имущество банкротящейся с 2008 года компании «Высокоскоростные магистрали». Речь идет о проектах структуры, касающихся строительства скоростной магистрали между Петербургом и Москвой, а также сверхбыстрого поезда «Сокол-250».

Как стало известно «Фонтанке», в начале марта Министерство финансов РФ и ВЭБ обратились в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском о бездействии приставов, которых Фемида еще в 2004-м году обязала истребовать имущество ОАО «Высокоскоростные магистрали». Как выяснилось, под этим имуществом подразумеваются не недвижимые, а интеллектуальные активы. А именно: проектно-изыскательные работы по технико-экономическому обоснованию строительства высокоскоростной пассажирской магистрали Петербург-Москва и материалы по созданию высокоскоростного электропоезда «Сокол-250» и опытного состава в шестивагонном исполнении.

Петербургский арбитраж еще в 2004-м году вынес решение о взыскании задолженности в размере 500 млн рублей с ОАО "Высокоскоростные магистрали" в пользу Минфина. Тогда сообщалось, что у компании, созданной в 1991 году правительством страны и администрацией Петербурга, был только один актив — котлован у Московского вокзала (несостоявшаяся стройплощадка вокзала для скоростных поездов, на месте которой ныне возвышается торговый центр «Галерея»). Он, впрочем, за долги перешел в федеральную собственность и был продан инвестору для строительства торгово-развлекательного комплекса.

Что касается проекта «Сокол-250», то его выкупившее «Высокоскоростные магистрали» ОАО «РЖД» реанимировать не собиралось. Судя по заявлениям главы компании Владимира Якунина, в скоростном движении РЖД планируют сделать ставку на «Сапсан» - чудо инженерной мысли Siemens. В немецкой компании уже получили от российских железнодорожников 276 млн евро за 8 составов «Сапсана», а также  контракт на их техобслуживание на сумму 354 млн евро.

Впрочем, у Минфина на это может быть свой взгляд. Любопытно, что власти вспомнили об отечественном скоростном проекте, на котором несколько лет назад сами же поставили крест, когда стране срочно требуются две тысячи километров «быстрых» железных дорог для проведения Олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018-м году. По подсчетам самого министерства, для выполнения железнодорожной программы потребуется не менее 5,5 млрд рублей. Так что вопрос экономии, как говорится, стоит ребром.

Отечественная разработка «Сокол-250», по данным специалистов, позволяет строить поезда вдвое дешевле «Сапсанов». В начале двухтысячных на весь комплекс работ, включая проведение опытных испытаний поезда, было потрачено 32 млн долларов, что сопоставимо с ценой одного серийного состава европейских производителей.

Впрочем, межведомственная комиссия, наблюдавшая за испытанием состава «Сокола», нашла более 50 недочетов в конструкции и предложила разработчикам их устранить. До этого поезд признали негодным для эксплуатации с пассажирами. Проектировщики ЦКБ «Рубин», участвовавшие в создании «Сокола», позже говорили, что видят в провале российского проекта европейское лобби, так как иностранным компаниям не выгодно, чтобы в России появился свой высокоскоростной состав.

Продолжить работы над усовершенствованием «Сокола» «Высокоскоростные магистрали» не смогли. Деньги на строительство первой в стране высокоскоростной дороги удивительным образом исчезли, руководство компании обвинили в растрате, а проект заморозили. В 2008-м налоговая инспекция инициировала в отношении ВСМ дело о банкротстве, которое не окончено до сих пор. Впрочем, новый хозяин  «Высокоскоростных магистралей» (ОАО «РЖД») в суде выразил желание решить вопрос мирным путем и оплатить задолженность фирмы за свой счет.

Кстати, не исключено, что если Минфин добьется в суде прав на разработки  «Сокола», они не будут выставлены на торги. Тогда на достижения наших инженеров смогут претендовать компании из стран, активно развивающих у себя скоростное железнодорожное движение.
Напомним, сейчас в России скоростные железнодорожные перевозки осуществляются по направлениям Петербург-Москва-Нижний Новгород (поездами «Сапсан» компании Siemens) и Петербург-Хельсинки (поездами «Аллегро» компании Karelian Trans LTD).

Опытный поезд «Сокол»  с 2002 года, по данным СМИ, находится на тихвинском заводе-изготовителе «Титран».

Маша Могилевская,
Фонтанка.ру

www.eav.ru

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100