Экономика

Морской салон — повод для больших надежд

11:07:13, 30 июня 2011
Морской салон — повод для больших надежд

Первый день Международного военно-морского салона, стартовавшего в Петербурге 29 июня, можно назвать разминочным. Разработчики и конструкторы полны планов и надежд заключить наиболее выгодные для себя соглашения. Оправдаются ли надежды — станет ясно не раньше 3 июля.

Официальное открытие с участием VIP-персон (пока неясно, каких именно) назначено на второй день работы салона. В среду выставочные экспозиции разглядывали лица попроще. Среди наиболее масштабных стендов можно выделить ОАО «ОСК», площадь экспозиции которого заняла более 1000 кв. м. Корпорация выставила на суд зрителя и потенциального покупателя неатомные (дизель-электрические) подводные лодки «Амур-950» и «Амур-1650» разработки ЦКБ «Рубин», надводные корабли представлены  более широким спектром: от патрульного корабля проекта 22460Э и десантного проекта 12322 «Зубр» до корвета проекта 20382 «Тигр» (экспортный вариант, на внутреннем рынке более известен как «Стерегущий»). По словам президента ОАО «ОСК» Романа Троценко, на корвет, а также на малый ракетный корабль 21632 «Торнадо» возлагаются большие надежды — не исключено, что по окончании салона будет заявлено о подписании договора на экспорт. Речь идет о контрактах на сумму 1,5 млрд долларов.

Как заявил корреспонденту «Фонтанки» Роман Троценко, в настоящее время на верфях ОСК заложены 54 корабля, из которых 40 единиц строится для нужд ВМФ России, остальные — для иностранных флотов. «Из крупных событий можно выделить спуск на воду фрегата по заказу военно-морских сил Индии, - заявил глава корпорации. - Следующим событием станет закладка 13 июля на судостроительном заводе «Янтарь» первого фрегата для ВМФ России «Великолепный». Ранее на Петербургском экономическом форуме Троценко заявлял в прессе, что, в частности, для Черноморского флота ОСК строит 3 дизельные подводные лодки проекта 636 и два артиллерийских корабля. «И пока все», - сказал президент судостроительной корпорации и вдруг сделал заявление, не совсем соответствующее его статусу: «Фактически тактическая ракета почти полностью перекрывает Черное море, и вопрос, сколько нужно кораблей иметь в Черном море».

Говорят, что подобные высказывания, выходящие за пределы его компетенции, которые в последнее время частенько позволяет себе Троценко, насторожили руководство Военно-морского флота России. И между промышленником и оборонным ведомством даже наметилась некая холодность в отношениях. В судостроительных и военных кулуарах бродят возмущенные мнения по поводу громких заявлений главы ОСК, которые порою даже не соответствуют действительности. Так, например, для переоснащения ЧФ Минобороны планирует построить 6 дизельных подлодок и столько же фрегатов проекта 11356. Темп сдачи сторожевых кораблей — по одному в год, таким образом, военное ведомство рассчитывает в короткие сроки обновить самый «старый» свой флот (средний возраст кораблей на ЧФ — 30 - 35 лет).

Эксперты в сфере судостроения, говоря о Романе Троценко, не обходят вниманием темпы строительства ОСК, претендующей на звание ведущей корпорации страны, отвечающей по своим мощностям чуть ли не мировым стандартам. Учитывая, что Минобороны в последние годы денег не жалеет и финансирование осуществляется бесперебойно, у специалистов появляются вопросы в плане эффективности деятельности. По их мнению, отечественная судостроительная промышленность в сравнении с мировым опытом остановилась в 80-х годах прошлого века. Среди причин эксперты называют низкую эффективность производства отечественных предприятий. Например, численность персонала на верфях Испании (фирма NAVANTIA) - 5,5 тысячи человек, непосредственно строят около 4 тысяч. При этом одновременно в постройке на верфях NAVANTIA находятся 16 боевых кораблей, в том числе авианосец и десантно-вертолетный корабль-док. А на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (входит в ОСК) 3,5 тысячи человек строят одновременно только 6 кораблей, три из которых - для иностранного заказчика. 

Очевидно, что без активной модернизации отечественной судостроительной отрасли нечего мечтать о постоянных и массовых зарубежных контрактах. Но у нас, увы, все еще принято рассуждать о конкурентоспособности, а не показывать ее в деле. В частности, на открытии Пятого МВМС Роман Троценко не без гордости заявил журналистам, что его корпорация примет наиактивнейшее участие в  строительстве ДКВД типа «Мистраль», которое начнется в декабре этого года на «Адмиралтейских верфях». «Мы построим почти половину», - подчеркнул он, не вдаваясь особо в подробности, что 40%, отведенные им заказчиком, - это корма. По сути, ОСК будет строить только каркас, а вот начинку - самое основное (из-за чего, собственно, и покупались «Мистрали»):  навигационное и технологическое оборудование, - будут создавать французы, так как российское судостроение делать подобное еще просто не умеет.

Справка:
Пятый международный военно-морской салон, открывшийся 29 июня 2011 года, собрал под крышей выставочного комплекса «Ленэкспо» 409 экспозиций преимущественно российских производителей и разработчиков. Из четырех сотен участников только 71 иностранная компания из 29 стран мира. Это на 4 предприятия больше, чем на МВМС-2009. Россию представляют такие гиганты, как ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ФГУП «Рособоронэкспорт», ГК «Ростехнологии», ОАО «Концерн «Моринформсистема «Агат», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт». Иностранцы от Белоруссии до Бразилии (включая Европу и Америку) представлены фирмами: MARLOG Marine Logistik GmbH & Co. K, Steen Machinery GmbH & Co, Triton Water AG, MTU Friedrichshafen GmbH, DCNS S.A., GICAN, Souriau SAS, BrahMos Aerospace, Wartsila, STX Europe. Впечатлит ли Россия зарубежных коллег качеством — большой вопрос, но количеством точно задавит.

Вот чего в этом году действительно много, так это кораблей. МВМС-2011 собрал в акватории Васильевского острова более 40 фрегатов, корветов, катеров, лодок различного направления. Посетить их сможет каждый желающий в субботу и воскресенье. Продемонстрировать свою боевую мощь в Петербург пришли три фрегата НАТО. Кстати, одной из особенностей нынешнего салона является то, что впервые за всю историю военного блока выездное заседание Североатлантического альянса по вопросам вооружения состоится за пределами границ стран - членов НАТО. Из традиционных мероприятий салона неизменными остаются демонстрационные полеты. Однако если раньше это были прославленные авиагруппы «Стрижи» и «Русские витязи», то в этом году над Васильевским островом фигуры высшего пилотажа покажет не менее известная группа «Русь». В связи с чем произошла замена, организаторы салона объяснить не смогли, заявив, что это решение Минобороны.

Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»
 

Фото Михаила Огнева

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100