Экономика

В Петербурге кончается топливо

09:45:37, 26 сентября 2012
В Петербурге кончается топливо

Бензиновый кризис в Петербурге начинает обретать все более реальные очертания. На последнем заседании Нефтяного клуба компания «Фаэтон» заявила, что может приостановить розничную продажу 95 и 92-го топлива в Северной столице. Если это произойдет, то эксперты прогнозируют цепную реакцию и говорят, что дефицит не смогут перекрыть даже ресурсы вертикально интегрированных нефтяных компаний. Заплатят за топливные проблемы автолюбители: участники рынка полушутя-полусерьезно говорят, что могут поднять цены на Аи-95 и до 50 рублей за литр.

Компания «Фаэтон» столкнулась с дефицитом 92-го и 95-го бензина и готова приостановить их продажу на автозаправочных станциях Петербурга. Такую информацию на правах анонимности предоставили «Фонтанке» участники топливного рынка. Громкое заявление прозвучало на последнем заседании Нефтяного клуба, прошедшем 13 сентября в закрытом режиме. «Представители “Фаэтона” сообщили, что брать бензин им неоткуда, и, если так пойдет дальше, их автозаправочная сеть встанет, – рассказал источник «Фонтанки». – Они обратились за помощью к вертикально интегрированным нефтяным компаниям, однако поддержки не нашли: «Лукойл» заявил, что и сам столкнулся с нехваткой топлива, в другой крупной структуре признались, что закупают часть бензина на бирже». Отказ, как стало известно «Фонтанке», «Фаэтон» получил от оптовых поставщиков и в письменном виде.

В самом «Фаэтоне» информацию пока ни подтверждают, ни опровергают, однако примечательно, что, по данным Нефтяного клуба, компания владеет 36 АЗС в Петербурге и контролирует около 6% городского розничного рынка. «Если заправки «Фаэтона» встанут, то начнется цепная реакция. Мы рискуем очутиться в такой же ситуации, в какой оказался Алтай весной прошлого года», – отмечают источники «Фонтанки».

Напомним, тогда прекратили продавать бензин алтайские независимые розничные операторы. Дефицит из своих ресурсов не смогли покрыть вертикально интегрированные компании. В результате половина заправок была закрыта. Оставшиеся реализовали ограниченное количество литров в одни руки. Потребители столкнулись с очередями на АЗС и ростом цен на несколько рублей.

В Нефтяном клубе Петербурга подчеркивают, что трудности с бензином затронули не только «Фаэтон»: на грани топливного кризиса стоят и другие сети АЗС Петербурга. «В октябре суммарный дефицит 92-го и 95-го бензина может составить около 120 тысяч тонн», – прогнозирует президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. Сами розничные операторы, однако, в разговоре с «Фонтанкой» говорят о сложной ситуации в отрасли в целом, но проблемы на своих предприятиях отрицают. «С запасами бензина на сегодня ситуация стабильная», – рассказали «Фонтанке» в ПТК. Заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Рустэм Ибрагимов сообщил, что отгруженных объемов 92-го и 95-го бензинов достаточно для обеспечения АЗС компании в течение двух недель, хотя обычно запасы формируются на 10 дней. О наличии, как минимум, двухнедельного запаса топлива на нефтебазах заявляют и в ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад».

Так или иначе, заправщики признают: напряженная ситуация с нефтепродуктами, скорее всего, приведет к росту цен в ближайшие месяцы.

«Стоимость бензина будет меняться. Пока нормальной ситуация остается только с дизельным топливом», – подчеркивает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. Другие эксперты добавляют: в случае нехватки нефтепродуктов продавцы будут, в первую очередь, стараться выполнить контрактные обязательства перед государственными структурами и экстренными службами. «Чтобы рядовые автовладельцы покупали меньше бензина, для них выставят заоблачную цену – условных 50 рублей за литр», – говорят участники рынка. Таким образом, прогнозы, согласно которым до конца года стоимость бензина вырастет в Петербурге на 5 – 10%, вполне могут оправдаться. Стоимость популярного в городе Аи-95 уже в ближайшее время может составить 33 рубля за литр. Стоимость Аи-92 может вплотную приблизиться к отметке в 30 рублей.

Говоря о причинах дефицита, представители розничных компаний напоминают о сложной ситуации на оптовом рынке. Так, Минэнерго недавно согласовало подъем оптовых цен на нефтепродукты в России, который, скорее всего, произойдет в октябре. Кроме того, в сентябре на профилактику закрылись 6 из 16 крупных нефтеперерабатывающих российских заводов. В том числе – принадлежащий «Газпром нефти» Московский НПЗ. «Этот вопрос специально был рассмотрен на заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов, которое прошло в Минэнерго 20 сентября. Было предложено в случае нехватки топлива в столице везти туда нефтепродукты из других регионов – даже в ущерб их интересам. Это может усилить существующий дефицит», – говорит один из источников «Фонтанки». Присутствовавший на заседании председатель Российского топливного союза Евгений Аркуша, впрочем, такую информацию опровергает. «Скорее, проблема заключается в том, что Минэнерго интересно было обсуждать только ситуацию в Москве, хотя в других регионах положение дел не легче», – считает он.

Заметим, что розничные цены на бензин показали последний рывок в Петербурге месяц назад, в ночь на 24 августа. По состоянию на 25 сентября 95-е топливо на разных АЗС города стоит от 29,75 до 31,5 рубля, 92–е – от 27,5 до 28,5 рубля за литр. На заправках «Фаэтон» в центре города цена 95-го и 92-го бензина 24 сентября составляла 31,5 и 28,5 рубля соответственно. При этом в недавнем прошлом петербургские автомобилисты уже сталкивались с первыми признаками топливного кризиса: 11 сентября АЗС ООО «Киришиавтосервис», дочки «Сургутнефтегаза», перестали отпускать в розницу Аи-95. Однако, как позже пояснила компания «Фонтанке», отсутствие топлива было связано с логистическими трудностями – бензин просто не успели вовремя доставить на заправки. «Запасы стабильны, больше перебоев не предвидится», – подтвердили 25 сентября в «Киришиавтосервис».

Напомним, от топливного кризиса петербургские водители уже страдали прошлым летом: тогда на профилактику закрылась часть НПЗ, возник серьезный дефицит нефтепродуктов в опте. В результате на заправках независимых операторов практически полностью исчезло из продажи топливо Аи-95, а альтернативное ему Аи-92 резко выросло в цене. У вертикально интегрированных компаний, которые могли нормально снабжать свои заправки, оно подорожало. Также из продажи начало исчезать высокооктановое топливо Аи-98. Его отсутствие на АЗС вылилось в удорожание до 40 – 42 рублей за литр против 32 – 33 рублей.

Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»


#vk_like { top: 5px; }

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100