Экономика

Промышленный Петербург: 10 лет без развития

15:15:47, 08 апреля 2013
Промышленный Петербург: 10 лет без развития
В качестве источника доходов и занятости промышленность для Петербурга незаменима — по крайней мере, в ближайшие 5-10 лет. Однако в сегодняшнем его состоянии промышленный сектор не может обеспечить динамичного роста доходов Петербурга, отсюда и ставшие хроническими трудности с наполнением бюджета города. Условия для роста бизнеса в целом и промышленная политика в частности в Петербурге отсутствуют. Такими выводами завершилась дискуссия "Кто оплатит будущее?", проведенная РБК и Центром стратегических разработок "Северо-Запад" в рамках Форума "Будущий Петербург".

Потеряем промышленность — останемся без бюджета

"На всех дискуссиях последнего времени, заходит ли речь об убогом жилищном строительстве или не комфортном передвижении по дорогам, мы неизменно слышим, что Петербург — город с бедным бюджетом и бедным населением, поэтому не до жиру. Но если нам не хватает денег не то что на развитие, но даже на достойное выживание, значит, сегодня со структурой и качеством городской экономики дела обстоят неважно. И значит, надо определить отрасли, которые способны обеспечить Петербургу рост благосостояния в будущем, и поддержать динамичный рост этих отраслей", – так определила повод к обсуждению руководитель проекта "Будущий Петербург" Елена Кром.

"В Петербурге сорок процентов налоговых отчислений в консолидированный бюджет обеспечивает промышленность, и она на двадцать процентов формирует бюджет города, - вступил в дискуссию проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Александр Карлик. - Кроме того, промышленный сектор обеспечивает городу примерно 20% занятости. При этом промышленность не получает внимания со стороны власти. Много говорится о планах развития туризма, здравоохранения, образования, то есть затратных отраслей. А о том, что нужно зарабатывать, как-то забыли". "Город не инвестирует в промышленность, поэтому и не зарабатывает. Существующие предприятия, если не вложить деньги в их обновление, не выйдут на рост в 15-20% в год. Но если мы потеряем эти предприятия, то вообще потеряем бюджет", - утверждает эксперт.

"То, что принято называть старой промышленностью, это производства с большими основными средствами. Чтобы быстро перевооружиться, им необходимы очень масштабные финансовые ресурсы, - продолжил его мысль председатель совета директоров завода "Звезда" Павел Плавник. - Понятно, что инерционность таких производств — гораздо выше, чем недавно созданных компаний". Но старые индустрии способны на рывок. "Он возможен потому, что на промышленную продукцию существует спрос, - объясняет г-н Плавник. - Например, дизели востребованы в России, на Украине, в Казахстане. Если мы закроем часть огромного Евразийского рынка отечественной продукцией, то есть будем успешны в импортозамещении, это станет основой динамичного роста. Поэтому наш завод в рамках госпрограммы реализует проект выпуска российского дизельного двигателя нового поколения". "Рынок у петербургских производств есть, перспективы есть, но без государственной поддержки не обойтись", - подчеркнул руководитель "Звезды".

Дизели либо булочки?

"К сожалению, булочки сегодня востребованы больше, чем дизели", - возразил президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев. "Рубль, вложенный в пищевую промышленность, дает гораздо большую отдачу", - согласился с ним исполнительный директор ОДЦ "Охта" Александр Бобков. "Среди двадцати крупнейших компаний — доноров городского бюджета - нет наших тяжелых промышленных титанов, - продолжил эксперт. - Они обеспечивают занятость, верность традициям, что угодно, но только не прибыльность. Соответственно, деньги туда не придут".

По мнению г-на Бобкова, государство может создавать своими деньгами искусственный спрос, но рычагом экономического развития города должен стать спрос естественный. "В Петербурге полтора миллиона пенсионеров, - подчеркнул Александр Бобков. - Средняя пенсия — 12300 рублей. Получается триста миллиардов рублей социального спроса. Так при чем тут дизели? Мы можем в больших объемах выпускать качественные лекарства, булочки, санаторно-курортное лечение, транспортные услуги". Переходя к выводам, он отметил: "В Петербурге критически не хватает товаров и объектов, обеспечивающих цивилизованный образ жизни — всего, что связано с лечением, перемещением, развлечением, просвещением и развитием человека. Внутренний спрос — наш колоссальный ресурс, пока недооцененный".

"Тогда ваш вариант ответа на вопрос "кто оплатит будущее?" звучит так: это сделают сервисные индустрии. Они вложатся в качественную городскую среду. А без среды мы никакой серьезный бизнес, в том числе промышленный, в Петербург не привлечем", - прокомментировал руководитель проектного направления ЦСР "Северо-Запад" Дмитрий Санатов.

Уменьшиться нужно вдвое, работать — вчетверо лучше

"Городские промышленные предприятия по эффективности - в 6 раз хуже, чем мировые аналоги, - подчеркнул ключевую проблему генеральный директор НПО по переработке пластмасс имени "Комсомольской Правды" Сергей Цыбуков. - В книге присутствующего здесь Александра Карлика было отмечено, что по объему занимаемых площадей петербургская промышленность должна уменьшиться вдвое, а производительность нужно увеличить в 4 раза. На эти цифры мы и ориентируемся".

Рост эффективности происходит вследствие технологической революции. По поводу того, как она идет в Петербурге, руководитель "Комсомольской Правды" сделал заявление, названное Дмитрием Санатовым важнейшим за всю дискуссию. "Кто сумеет настоящие фундаментальные НИОКРы трансформировать в ОКРы (опытно-конструкторские работы), а потом — в инжиниринговые проекты, а потом еще — продать продукт и получить деньги, тот добьется взрывного роста. Однако в Петербурге таких примеров в явном виде нет", - сказал Сергей Цыбуков.

"Мы поддерживаем НИОКР — и гарантиями по кредитам, и в других формах, - развил тему исследований и разработок представитель финансового института — Руководитель дирекции по работе с крупными клиентами СЗРЦ ВТБ Сергей Григорьев. - Но внедрены ли эти разработки на промышленных предприятиях? Нет. Получается, что деньги вкладываются, а результата нет". Как он добавил, "сами собственники предприятий предпочитают в свои инновационные проекты деньги не вкладывать, перекладывая риски на государство и частных кредиторов. Тогда не приходится удивляться, что инвестиции инновационное развитие промышленности — незначительны. Мы готовы предоставлять "длинные" деньги и на строительство производства с "нуля", и на приобретение существующих площадок с целью их дальнейшей модернизации, но мы должны знать, что эти проекты будут перспективными и окупаемыми".

Такая новая, что вам и не снилась

"Тем не менее, в ближайшие 5 — 10 лет промышленность будет опорной отраслью петербургской экономики, приносящей основные доходы, - считает Сергей Григорьев, - потому что занятость населения в этой отрасли самая большая. Второй по значимости отраслью в будущем, скорее всего, станет туризм". "Ну, конечно, будущее оплатит промышленность, - заключил Сергей Цыбуков, несмотря на всю предыдущую критику. - Потребление важно, но люди получают деньги за сделанное, а не потраченное".

"И инвесторам, и государству стоит вкладывать деньги в промышленность, - добавил г-н Цыбуков, - но в новую, фантастически новую, для становления которой петербургская власть ничего за последние 10 лет не сделала". "Развивая индустрии, надо следовать принципу Парето, - высказал несколько другую точку зрения Павел Плавник, - то есть на 80% сосредоточиться на знакомых отраслях, которые уже имеют опыт и рынки, и на 20% - на отраслях совершенно новых". Также он сказал о необходимости "писаной — утвержденной и периодически обновляемой промышленной политики Петербурга" и о том, что "необходимо ввести ответственность власти за развитие индустрий — в том числе в форме ежегодного доклада города, посвященного состоянию и динамике ключевых отраслей экономики, предпринятых городским правительством действиях и полученных результатах".

С последними тезисами все согласились. Также участники дискуссии признали: при наличии отдельных успешных проектов промышленный комплекс Петербурга как система находится в той же точке, что и десять лет назад — с той только оговоркой, что за это время его конкуренты в других городах мира ушли бесконечно далеко вперед.

РБК

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100