Экономика

Как стать инвестором Петербурга

10:52:21, 13 августа 2013
Как стать инвестором Петербурга

Уже два месяца при комитете по инвестициям Смольного действует call-центр, в который, по словам чиновников, может обратиться бизнесмен, желающий вкладывать деньги в Петербург. «Фонтанка» решила проверить, как он работает, и придумала несуществующие инвестпроекты. На предложение построить завод мягких игрушек оператор ответил, что «это не подходит», а на вопрос «исландского инвестора» «Do you speak English?» последовало: «A little bit».

Call-центр для бизнесменов, желающих вкладывать средства в Петербург, начал работать в конце июня при Агентстве стратегических инвестиций, которое подведомственно профильному комитету по инвестициям. 26 июня в Смольном на заседании совета по инвестициям глава комитета Ирина Бабюк презентовала этот проект губернатору Георгию Полтавченко, который лично позвонил по единому номеру 8-800-10-01-600 и пообщался с оператором.

«Фонтанка» решила проверить, как функционирует call-центр и как он может помочь потенциальному инвестору. Для этого были придуманы четыре инвестиционных проекта: три российских и один иностранный. Первый – самый примитивный: несуществующая компания «Венера-Плюс» владеет в Армавире заводом по производству плюшевых игрушек, дела идут успешно, и поэтому теперь есть желание открыть площадку в Петербурге.

«Добрый день! Вы позвонили в единый информационный центр Агентства по привлечению инвестиций. Мы будем рады рассказать вам об инвестиционном потенциале нашего города, основных направлениях экономического развития, актуальных мерах поддержки инвесторов и аспектах ведения бизнеса. Совместно с вами мы определим ключевые этапы формирования и становления вашего инвестиционного проекта», – эту запись слышат все, кто звонит на единый номер. После этого отвечает оператор.

Звоним, слушаем запись, здороваемся с оператором и рассказываем про желание штамповать в Петербурге плюшевых мишек и зайчиков. Однако девушка из call-центра запросто говорит, что этот проект не соответствует профилю комитета по инвестициям. Интересуемся, с какими же проектами стоит звонить в call-центр: оказывается, это «транспорт, туризм, строительство и радиоэлектроника». Чуть позже перезваниваем еще раз: жалуемся, что нужно написать отчет генеральному и указать на причину, почему мы не получили нужную информацию. Оператор, сжалившись, дает нам телефон комитета по развитию предпринимательства, где нашим заводом мягких игрушек, возможно, заинтересуются.

Надежды не теряем. В ход идет второй проект, который по всем статьям подходит: крупная московская компания Camping Development хочет построить в Курортном районе кемпинг класса «люкс». На этот раз оператор действительно не советует звонить в другой комитет, но просит изложить свое предложение в письменном виде и прислать на общую почту ведомства.

Кофе и смартфоны

Спустя два дня звоним еще раз. Третий проект: компания «Сибкофе» из Иркутска, ведущий производитель кофе и чая в Восточной Сибири, планирует захватить рынок Северо-Запада, построив завод в Петербурге. На этот раз оператор – сама любезность. Записывает почту потенциального инвестора и высылает список документов, необходимых для заявки. Список весьма внушительный: правоустанавливающие документы, отчет о прибыли (убытках) за последние два года, бухгалтерский баланс за последние два года, справка из налоговой об отсутствии задолженности. Кроме того, нужно представить копии, подтверждающие право использовать земельный участок, на котором будет реализовываться инвестиционный проект. У нас появляется назойливый вопрос: если у инвестора есть участок, значит, он уже обивает пороги смольнинских комитетов не первый год и зачем тогда ему звонить в call-центр?

В последнюю очередь проверяем, насколько поможет единый номер заграничному владельцу лишних денег. Легенда следующая: компания IceTelecom из Исландии, специализирующаяся на производстве смартфонов, планирует инвестировать в Петербург. Уже оказавшись в роли иностранца, корреспондент «Фонтанки» сразу замечает: автомат не предлагает позвонившему выбрать язык и справочная информация зачитывается только на русском. Наконец, отвечает оператор. На вопрос «исландского инвестора»: «Do you speak English?» - следует честный ответ: «A little bit», то есть в переводе на русский – «чуть-чуть».

По-английски девушка говорит почти без ошибок, но медленно, тщательно подбирая слова. Она предлагает зайти на английскую версию сайта Spbinvestment.ru и заполнить форму обратной связи. К форме приложен Data sheet of the investment project – бланк паспорта инвестиционного проекта. Однако при нажатии скачивается русская версия этого документа. Сообщаем об этом оператору. «Oh, I see. That’s our mistake», – говорит она («Я вижу, это наша ошибка»). В итоге разговор заканчивается следующей договоренностью: инвестор заполняет форму обратной связи и ждет, когда ему пришлют перевод паспорта инвестпроекта.

С вами говорит секретарша

После эксперимента мы собрали воедино все обнаруженные недостатки call-центра и отправили этот список в Агентство стратегических инвестиций комитета по инвестициям (АСИ). Там объяснили, что в последние дни проводилась модернизация call-центра. Чтобы не прерывать его работу, была «временно организована многоканальная линия через секретаря агентства». «В связи с этим ответы на некоторые вопросы могли вызывать затруднения или быть некорректно восприняты», – рассказала замдиректора АСИ Марина Нечай.

В частности, в комитете говорят, что проект по строительству завода мягкой игрушки отклонили без рассмотрения ошибочно. «Приоритетными отраслями инвестирования в Санкт-Петербурге являются высокотехнологичное производство, инновационная деятельность, транспорт и логистика, строительство, культурная и интеллектуальная сфера и туризм. Но каждый предложенный инвестиционный проект подлежит обязательному рассмотрению нашими специалистами», – отметила Марина Нечай.

Что касается требования иметь документы на земельный участок для подачи заявки, то теперь его в Смольном называют необязательным. Хотя в списке необходимых документов они были. «Инвестор вправе сказать, что у него нет земли, но есть идея, проект, обсчет, бизнес-план и пр., и мы начинаем работать и консультировать», – утверждает Нечай. Наконец, чиновники пообещали, что в ближайшем будущем переведут паспорт инвестпроекта на английский язык, а также запустят возможность выбора языка разговора.

ИТОГ. Всего с конца июня в call-центр поступило 179 обращений, в том числе 4 – от «Фонтанки». В 23 случаях была предоставлена консультация и налажено сотрудничество. Среди обратившихся – итальянская компания, которая рассматривает возможность строительства завода абразивных материалов, а также европейский производитель микроэлектроники (названия компаний в комитете пока не называют). В общей сложности работают до 5 операторов, которые владеют английским и испанским языками. Правда, как показал опыт «Фонтанки», a little bit.

Андрей Захаров, Ольга Мясникова, Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

64-region.ru

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100