Экономика

Бюджет города начинают программировать

13:16:55, 04 июня 2014
Бюджет города начинают программировать

Смольный дал старт переходу бюджета города на программно-целевой метод планирования. Теперь деньги налогоплательщиков будут не просто тратиться на те или иные нужды, а во имя достижения определенной цели. Какой — определят 17 государственных программ Санкт-Петербурга, первые две уже были приняты на заседании т.н. малого городского правительства. 

На заседании малого правительства Петербурга в понедельник, 2 июня, одобрили первые две из 17 государственных программ, исходя из которых с 2015-го года будет формироваться бюджет Северной столицы. 

Одна из них призвана обеспечить общественное согласие в городе (объем финансирования до 2020 года составит 22,65 млрд рублей), вторая – развивать сферу образования в Петербурге (более 706 миллиардов рублей, также до 2020-го). 

До конца июня Смольному предстоит принять еще 15 рассчитанных до 2020 года аналогичных госпрограмм, по каждой из которых выделяются средства на текущие расходы (плановая деятельность) и на расходы развития (объекты капитального строительства). Пять из них будут в дополнение к образовательной регламентировать развитие социальной сферы: «Развитие здравоохранения» – более 470 миллиардов, «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» – более 315 миллиардов, «Развитие физической культуры и спорта» – 75 миллиардов рублей, «Обеспечение доступным жильем и услугами ЖКХ жителей Петербурга» – 200 миллиардов, «Развитие культуры и туризма в Санкт-Петербурге» – 122 миллиарда рублей. 

Еще пять будут улучшать качество городской среды: «Развитие транспортной системы Петербурга» – 550 миллиардов рублей, «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергоснабжения» – более 115 миллиардов, «Благоустройство и охрана окружающей среды» – 36,5 миллиардов, «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» – 32 миллиарда рублей, «Содействие занятости населения» – примерно 7 миллиардов. 

Четыре госпрограммы касаются развития экономики: «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса» – 12 миллиардов рублей, «Развитие предпринимательства и потребительского рынка» – 7,8 миллиарда рублей, «Экономическое развитие и экономика знаний» – 4,5 миллиарда, «Социально-экономическое развитие территорий» – 58 миллиардов рублей. Еще одна призвана совершенствовать госуправление: «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге» – 52 миллиарда рублей. Часть средств бюджета составят непрограммные расходы (содержание государственных институтов, включая Смольный и ЗакС). 

Изменения схемы работы городского правительства обусловлены прошлогодними изменениями бюджетного законодательства на федеральном уровне. Согласно им, бюджеты всех уровней должны перейти на государственно-целевой метод планирования, где основным показателем успешности трат является не исполнение или неисполнение бюджета, а достижение утвержденных заранее показателей. При этом государственными программами должно быть охвачено до 90% расходных обязательств. Сами индикаторы могут быть любыми, однако данные для них должны браться из открытых и официальных источников, будь то социологические опросы или данные статистики. Каждые полгода ответственный комитет отчитывается — сумел ли он улучшить основные показатели или нет. 

Пробный шар

Роль «пробных шаров» досталась комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, который представил программу с символическим идеологическим названием «Создание условий для обеспечения общественного согласия граждан в Санкт-Петербурге», и комитету по образованию. Оба представили план развития образования на период с 2015 по 2020 год. 

Подготовка образовательной программы началась еще в сентябре минувшего года и, по информации «Фонтанки», саму программу планировали утвердить еще в феврале 2014-го года. По сути, она должна была вместить более 10 действующих ныне документов, включив в себя как вопросы развития дошкольного образования, так и вопросы профессионального обучения. 

Большая часть средств (674 млрд рублей) по программе комитета по образованию уйдет на текущие расходы, такие как содержание детских садов, школ, казенных учреждений, обновление материально-технической базы профессиональных колледжей. Туда же пойдут средства, выделенные на такие мероприятия, как премии «Лучший учитель», «Лучший социальный педагог», «Лучший мастер производственного учреждения» и прочее. Оставшаяся часть средств прежде всего охватывает строительство новых школ и садиков. Так, за 5 лет город за свой счет планирует построить 4 дошкольных учреждения на 765 мест, построить и реконструировать 4 школы, а также потратить на обеспечение библиотек книгами 1,3 млрд рублей.

Планируется, что после реализации программы к 2020 году удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования составит 88% (сейчас – 84%).Доступность дошкольного образования будет на уровне 100%, то есть очереди в детские сады ликвидируются. А доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, снизится с 1,88 до 1,85%. Численность обучающихся по программам общего образования в расчете на одного учителя повысится с 15,2 до 16 человек.

Патриотизм бюджету в новинку

Что касается «идеологической программы» от комитета по молодежной политике, то она в какой-то степени инновационна, утверждают ее создатели. Ее реализация обойдется бюджету в 22,65 млрд рублей. Представлявший документ на малом правительстве глава комитета по молодежной политике Александр Пархоменко отметил: «Все остальные 16 документов по программам имеют федеральные аналоги. Эта – единственная в своем роде в России». 

Программа состоит из четырех подпрограмм, которые охватывают разные направления работы: молодежной сферы («Повышение уровня социализации и самореализации молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе»), патриотического воспитания граждан, толерантного направления и непосредственно идеологического – «Информационная деятельность исполнительных органов госвласти Санкт-Петербурга и взаимодействие со СМИ». По окончании ее действия запланировано, например, что к 2020 году в городе должно быть больше 12 тысяч активных участников добровольческих движений, количество преступлений на национальной почве должно сократиться минимум на 43% по сравнению с данными прошлого года, а почти 3/4 петербуржцев должны быть довольны информационной открытостью власти. 

Новинкой госпрограммы станет патриотическое воспитание — на эту подпрограмму выделяется 519 миллионов рублей, хотя в предыдущие годы финансирование таких целей не было столь мощным (раньше в «патриотику» вкладывали около 7 миллионов рублей в год). Как рассказывают разработчики программы, речь идет «не просто о повышении уровня гордости за страну, а о духовно-нравственном воспитании в целом». Средства уйдут на проведение Гражданского патриотического форума, петербургского аналога Селигера, проведение слетов, семинаров и конференций с участием казачьих организаций. Обязанность пропагандировать семейные и традиционные ценности ляжет и на районные администрации — им ежегодно будут выделять по 300 тысяч рублей на мероприятия.  Чиновники говорят, что намерены увеличить число горожан, гордящихся современной Россией, до 53% к 2020 году. 

«Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений» – это подпрограмма, в которой больше нет слова «толерантность». Говорят, оно не нравится самому Владимиру Путину, и поэтому его больше в документах не встречается. Хотя в основу этой подпрограммы легли мероприятия известной в нашем городе еще с 2006 года программы «Толерантность». Еще немного добавлено из программы «Миграция». Итого — цена вопроса почти в 11 миллиардов рублей на все 6 лет деятельности. Стоит отметить, что если раньше толерантностью занимался комитет по внешним связям, то теперь это — вотчина нового ведомства — комитета по миграции, который и берет на себя львиную долю расходов по подпрограмме. И планирует в следующем году «создать в городе целый этнопарк». Работа по ее исполнению должна, по мнению разработчиков, привести к тому, что доля петербуржцев, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, к 2020 году составит не ниже 44%, а число нелегальных мигрантов сократится на 22,17% по сравнению с данными УФМС за 2013 год. 

На низком старте полицентричность

Большинство других комитетов уже подготовили основную массу документов. Так, проект «градостроительной» госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий» (исполнитель — комитет по экономической политике) уже получил заключение финансового комитета Смольного. Из 58 млрд, которые предполагается вложить в нее, 46,7 пойдут на развитие, то есть на строительство новых зданий. Всего в программе две части: первая — непосредственно развитие территории, вторая — сохранение исторического центра.

В основу первой части положена пресловутая идея «полицентричности» города, то есть ухода от концентрации в трех-четырех районах всей культурной и бизнес-инфраструктуры. Подобное планирование, как следует из текста документа, прежде всего связано с тем, что в Петербурге наблюдается диспропорция использования территории — большинство бизнес-центров сосредоточено в Центральном, Петроградском и Московских районах, большинство досуговых центров — в Центральном и Адмиралтейском, большинство магазинов — опять-таки в Центральном, Петроградском и, неожиданно, Приморском, да и «культурный уровень жителей периферии снижается», сетуют авторы программы.

В рамках подпрограммы «Сохранения исторического центра», для реализации которой в качестве пилотных территорий, напомним, выбраны Северная Коломна и Конюшенная, город намерен расселить 570 коммунальных квартир, создать одну новую пешеходную улицу, отремонтировать 17 мостов и 1,25 тыс. м набережных. На эти цели запланировано потратить за шесть лет более 34 млрд казенных денег. Впрочем, ведомство предрекает, если все запланированное исполнить, туристический поток увеличится до 8,5 млн человек в год.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что представить все свои программы комитеты-исполнители должны до конца июня, в Смольном до сих пор нет утвержденного графика отчетов. Первоначально планировалось представить документы на большом заседании, но, как говорят собеседники в Смольном, из-за большого объема материалов от этой идеи пришлось отказаться. Поэтому документы будут рассматриваться лишь на так называемом «малом правительстве», которое проходит без участия прессы. Впрочем, другие источники говорят более откровенно — сдачу документов затянули до последнего и на «большое правительство» времени не осталось. 

После того, как все программы будут приняты, начнется процедура формирования бюджета. Предполагается, что эта работа стартует уже в июле.

Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100