Экономика

Бензин начал дорожать на заправках

12:49:12, 25 августа 2014
Бензин начал дорожать на заправках
Вслед за ростом оптовых цен на нефтепродукты начал дорожать бензин на автозаправочных станциях России. С начала августа он вырос, в среднем, на 30 копеек, а с начала года, — на 2 рубля. Вскоре на профилактику уйдет Московский НПЗ, что еще больше подстегнет удорожание на оптовом, а затем — на розничном рынке. Налог с продаж (3%), который введут с 2015 года, также повлияет на розницу. Владельцы АЗС полагают, что Минэнерго и ФАС следует наконец обратить внимание на действия нефтедобывающих компаний, цены которых являются первоисточником для розничной стоимости, пишет Фонтанка.ру.

До сих пор розничные топливные компании, владеющие сетями АЗС, сдерживали цены, но, как и предполагалось, они начали расти. За семь месяцев 2014 года бензин в России в рознице подорожал, в среднем, на 2 рубля. Больше всего бензин подорожал в Москве (с 31,88 до 32,21 рублей за Аи-92 и с 34,91 до 35,25 рублей за Аи-95 и Аи-98) и в Северо-Западном федеральном округе (с 31,3 до 31,7 рублей и с 34,6 до 34,9 рублей).

Стоит отметить, что на бирже рост цен за этот же период составил почти 30%. Другими словами, если ориентироваться только на показатели биржи, розничная цена на бензин Аи-92 должна была бы вырасти на 6,65 рублей за литр, на Аи-95 — 7,01 рублей.

Дефицит нефтепродуктов и рост цен на них участники рынка объясняют несколькими причинами. Во-первых, сыграл роль традиционный сезонный рост потребления бензина (летом люди больше ездят). Во-вторых, 15 июня произошел взрыв углеводородного газа на принадлежащим Роснефти Ачинском НПЗ (восемь человек погибли), в результате чего предприятие приостановило работу. Временная остановка любого нефтепроизводителя в России неизбежно приводит к перераспределению топлива по регионам и повышению его стоимости, говорят специалисты.

Еще одна причина роста цен в том, что летом нефтеперерабатывающие заводы часто закрываются на профилактический ремонт. Так, Рязанская нефтеперерабатывающая компания (входит в структуру Роснефти) и «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» только недавно закончили ремонты, а вот Московский НПЗ уйдет на плановый ремонт 24 сентября и прекратит работу до 24 октября. Кроме того, белорусские НПЗ, которые поставляют бензин на российский рынок (в частности, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод) с середины августа по середину сентября тоже будут находится на ремонте.

Несмотря на возросший сезонный спрос и закрытие заводов на профилактику, запасы бензина на НПЗ и у нефтяных компаний, согласно данным агентства «Аналитика товарных рынков», в августе составляют почти то же количество, что и в январе — 1376 тыс. тонн. При этом ежемесячно производится нефтепродуктов на 280 тыс. тонн меньше, чем планировалось. Однако нефтедобывающие компании не стремятся к повышению объемов производства, поскольку не испытывают дефицита топлива на собственных сетях АЗС, за исключением разве что АЗС Роснефти.

В результате дефицита нефтепродуктов и подъема биржевых цен независимая розница вынуждена поднимать цены на своих АЗС. В свою очередь, нефтяные компании, реагируя на рынок, поднимают цены на АЗС вслед за независимыми. Введение налога с продаж (3% с 2015 года) еще больше повлияет на розничные цены. В тоже время рост цен приведет не к росту прибыли розничных компаний, а к увеличению поступлений в региональные бюджеты.

Участники нефтяного рынка обращают внимание на то, что подобная ситуация происходит из года в год, каждым летом. «Нефтяные компании повышают оптовые цены, по которым у них закупают топливо независимые операторы рынка. Чтобы не уйти в минус, трейдеры повышают розничные цены, принимая на себя весь удар общественного гнева, осуждения в СМИ, и к тому же, потерю клиентов. Нефтедобывающие компании отчитываются перед ФАС, предъявляя динамику цен на своих АЗС, которая в период всеобщего роста остается неизменной. В результате антимонопольная служба не видит повода для беспокойства. Когда волна общественного негодования утихает, нефтяники начинают постепенное повышение цен и на своих АЗС», — говорят в одной из розничных компаний.

Минэнерго после аварии на Ачинском НПЗ докладывало о сохранении запаса нефтепродуктов и отсутствии дефицита, но, несмотря на это, почти все участники биржевой торговли и оптового рынка убеждены, что запас существует только на бумаге из-за высоких затрат на хранение топлива и отсутствия свободных мощностей резервуарного парка НПЗ.

По требованию Минэнерго к 1 сентября нефтяные компании должны сформировать запасы бензина на уровне 1,75 млн тонн. Им было рекомендовано отказаться от экспорта бензина. Однако участники оптового рынка скептически относятся к выполнению нефтяными компаниями этой рекомендации и убеждены в ее невозможности.

По данным «Фонтанки», власти России порекомендовали ФАС обратить внимание на рост цен в оптовом звене и на бирже.

Напомним, недавно поставщика топлива обязали заплатить автоледи за бракованный бензин.




Газета.СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100