Экономика

Магазинчикам хотят устроить выходной

19:25:25, 15 октября 2014

Минпромторг хочет запретить работать по выходным магазинам, которые не подписали «Кодекс добросовестных практик», регулирующий отношения между сетевыми магазинами и поставщиками. Главный подписант этого документа — ассоциация АКОРТ, куда входят в основном крупные сети вроде «О’Кея», «Ленты» или «Евросети». Их доля в розничной торговле в стране составляет 22%, в Петербурге — почти 50%. Всем остальным сетевым магазинам придется либо вступить в АКОРТ, взносы в который исчисляются миллионами, либо забыть о выручке в выходные дни.
    
Минпромторг изучает возможность «поддержки» торговых предприятий, участвующих в совершенствовании этого рынка. Во вторник, 14 октября, замглавы министерства Виктор Евтухов заявил, что в качестве возможных мер поддержки рассматривается запрет на работу в выходные дни (либо сокращение срока оплаты товара) тем магазинам, которые не присоединились к "Кодексу добросовестных практик", который регулирует отношения между розничными сетями и поставщиками товаров.

Как сообщили «Фонтанке» в Минпромторге, сейчас прорабатываются разные варианты поддержи торговых предприятий: «Учитывается в первую очередь мировой опыт».

Ограничение работы магазинов в выходные дни в виде полного или частичного запрета распространено в Испании, Германии, Швейцарии и Финляндии, но в большинстве случаев эти меры не затрагивают мелкие торговые предприятия и распространяются на крупные магазины.

«На первом этапе прежде всего представляется целесообразным дифференцированный подход. Тем не менее какие-либо меры ограничительного характера требуют обстоятельного анализа. Озвученные инициативы находятся на стадии обсуждения. Какие-либо уточнения требуют тщательной проработки», — сказали в министерстве.

«Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками» был принят в декабре 2012 года под председательством вице-премьера Игоря Шувалова, глав Минпромторга, ФАС и Минэкономразвития. Документ подписали представители семи крупнейших российских объединений предприятий торговли, поэтому отношение магазинов к документу можно определить лишь по критерию членства в этих объединениях.

Отметим отдельно, что «Кодекс» регулирует отношения только сетевых магазинов с поставщиками. То есть присоединиться к документу могут только те ассоциации, которые объединяют предприятия с двумя и более магазинами. В Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) входят 37 компаний, среди которых гипермаркеты «О’Кей», «Метро», «Лента», «Ашан», магазины «Дикси», «Евросеть», «Эльдорадо» и другие. Еще одна организация приняла «Кодекс» чуть позже — «Союз независимых сетей России», куда входят 64 компании (почти ни одна из них не работает в Петербурге).

Эти два объединения единственные, которые собрали вокруг себя предприятия розничной торговли. В списке членов этих ассоциаций «Фонтанке» не удалось найти таких петербургских сетей, как «Бабилон супер», «Лэнд», «Пятерочка», «Глобус гурмэ», «Сезон», «7Я» и многие другие.

Члены всех остальных ассоциаций, которые присоединились к «Кодексу», в основном объединяют производителей и поставщиков.

В объединение «Русбрэнд», представитель которого также подписывал документ, входят 66 фирм: «Хьюллет-паккард», «Балтика», «Левайс», «Мегафон», МТС, «Найк» и др. «Союзмолоко» объединяет около 3 тыс. предприятий, среди которых в основном производители молочной продукции, не имеющие собственных магазинов. В «Руспродсоюз» входят 48 производителей и поставщиков продовольственных товаров (шоколада, молока, сыров и т. д.), у которых также почти нет магазинов.

"Кодекс" подписывали начальники Национальной мясной ассоциации (28 производителей и поставщиков), Рыбного союза (32 поставщика морепродуктов), Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции (22 компании). К документу присоединялись Союз потребителей, который не объединяет магазины, и Торгово-промышленная палата, куда входят 95, в основном промышленных, предприятий («Газпром», «Роснефть» и др.), и несколько десятков ассоциаций. Лишь одна из них объединяет торговцев — Международная ассоциация торговых предприятий, в нее входят около 30 юрлиц.

Таким образом, попасть под ограничения могут те компании, которые подпадают под два критерия. Во-первых, они не состоят в АКОРТе или «Союзе независимых сетей России». Во-вторых, они имеют более одного магазина, то есть являются сетевыми.

Помимо запрета на работу в выходные рассматривается еще одно наказание за недобросовестную, по мнению Минпромторга, работу: сокращение сроков оплаты товара, который магазины заказывают у производителей. Сейчас он в зависимости от категории товара составляет от 10 до 45 дней. Ранее Виктор Евтухов пояснял, что этот срок для магазинов, не принявших «Кодекс», может составить 10 дней для всех видов товаров.

По данным Росстата, всего в стране около 172 тыс. организаций розничной торговли, из которых 54 тыс. торгуют пищевыми продуктами. В статистику не попадают тысячи индивидуальных предпринимателей, которые имеют во владении или арендуют торговые площади. Если у ИП несколько магазинов под одним названием (то есть это сетевой формат), может ли он присоединиться к «Кодексу», непонятно.

Доля сетевых магазинов, крупнейшие из которых в основном не подпадут под ограничения (за счет членства в АКОРТе), в структуре денежного оборота розничной торговли в России составляет 21,9% (по данным на конец августа). В обороте торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табаком их доля составляет 26,3%. В августе 2014 года общая выручка всех магазинов в России составила 2,2 трлн рублей. Из данных Росстата следует, что сетевые магазины ежемесячно формируют почти 400 млрд рублей из общей торговой выручки.

В Петербурге доля сетевых магазинов в объеме оборота розничной торговли составляет около 43,4%. То есть несетевая розница занимает 56,4%. В сентябре выручка всей розничной торговли составила 82 млрд рублей (712 млрд с января по сентябрь). Это означает, что сетевые магазины формируют почти половину каждой из этих цифр.

В торговом реестре Петербурга зарегистрировано 7350 торговых точек, подавляющее большинство из которых — продовольственные магазины, универсамы, павильоны, а также магазины мебели, электроники, бытовой техники. Реестр включает не полный список торговых точек, так как в него попадают только желающие. Компаний, зарегистрированных в реестре, значительно меньше, чем торговых точек, поскольку многим из них принадлежат десятки магазинов. По данным комитета по развитию предпринимательства, в начале 2014 года в Петербурге было 17 240 стационарных торговых объектов и 3520 нестационарных.

Как сообщил «Фонтанке» исполнительный директор АКОРТ Андрей Карпов, инициатива Минпромторга направлена на то, чтобы создать «несколько лучшие условия работы участникам рынка, которые участвуют в выработке правил поведения в отрасли». «А какими методами стимулировать — идет обсуждение: будет ли это идти через ограничение времени работы магазинов на выходных, сокращение срока оплаты за поставленный в торговые сети товар, сокращение числа проверок, и другое, и будет ли — неизвестно», — сказал он.

«Мы внимательно изучаем это предложение и считаем, что к «Кодексу добросовестных практик» должно присоединиться максимальное количество предприятий, — считает глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Эльгиз Качаев. — Если они не будут придерживаться этого документа, министерство сможет оказать меры воздействия, одной из которых может стать сокращение срока оплаты товара до 10 суток. До закрытия магазинов на выходные дни вряд ли дойдет дело. Новое требование позволит дисциплинировать ритейлеров и уравнять их между собой», — сказал Эльгиз Качаев.

Глава Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков считает, что инициативу Виктора Евтухова необходимо проверить на предмет законности. В частности, по его мнению, интерес должна проявить Федеральная антимонопольная служба, поскольку принадлежность магазина к общественной организации не должна влиять на бизнес. «Пиво — только членам профсоюза!» — напомнил он. Следом, по его мнению, должна заинтересоваться прокуратура.

«Судя по тому, что только АКОРТ в «Кодексе» представляет крупную сетевую розницу, складывается впечатление, что заявление господина Евтухова — результат этого сетевого лобби. АКОРТ, по всей видимости, хочет восстановить свои пошатнувшиеся в результате экономических событий монопольные позиции», — считает Алексей Третьяков.

Стоит отметить, что Виктор Евтухов, работая в Заксобрании Петербурга, при губернаторе Валентине Матвиенко считался одним из главных гонителей мелкой несетевой розницы. Теперь, на работе в Минпромторге, он участвует в создании проекта Стратегии развития розничной торговли до 2020 года, основная идея которой — развитие как раз мелкого торгового бизнеса. На фоне идей этого главного в розничной торговле документа препятствия для работы некрупных сетевых магазинов выглядят необычно, и выиграет ли от них мелкая розница, неясно.

Если все же идеи чиновника найдут продолжение, у многих магазинов может появиться желание вступить в АКОРТ, чтобы уйти из-под ограничений. Однако размер членских взносов «Фонтанке» в ассоциации не раскрыли. По предположению Третьякова, он может составлять не менее десятка миллионов рублей в год.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Фонтанка.ру

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100